В этой программе переплетаются две линии — органная музыка XX века и музыка для контрабаса и органа, — при этом обе они так или иначе связаны с церковью. Шесть хоральных прелюдий Хили Уиллана — пример того, как в XX веке продолжалась традиция хоральной обработки, заложенная ещё в эпоху барокко. Христианский гимн, положенный в основу каждой из прелюдий, задаёт характер пьесы и определяет её форму. Уиллан, известный также как автор множества духовных вокальных сочинений, оставил значительное наследие для органа, большая часть которого принадлежит к жанру хоральной обработки. Цикл «Год фуги», созданный литовским композитором Юозасом Груодисом, — своего рода «посвящение Баху» в контексте XX века. Обращение к фуге как к жанру, символизирующему собой «учёную», интеллектуальную сторону музыки, было неслучайным для этого времени: многие композиторы XX века, отмеченного рационалистическими тенденциями, видели в баховской полифонии отправную точку для создания нового музыкального дискурса, в котором осмыслялись многовековые традиции органной литературы. Фуга-хорал, завершающая «Зимнюю книгу» из этого цикла, — ещё один взгляд на идею хоральной обработки: сочетание заданной формы фуги и литургической семантики хорала открывает дорогу к новым трактовкам, которые будут развёрнуты в музыке последующих десятилетий. В этой программе прозвучит музыка для двух контрастных по тембру и характеру инструментов, обладающих, вместе с тем, определённым историческим родством: во многих ансамблях XVII–XVIII веков контрабас входил в состав континуо, как правило, удваивая линию виолончели. Четыре церковных пьесы Йозефа Лаубера и Дивертисмент Дэниела Пинкхема позволяют нам услышать новую грань этого сочетания, возникающую из взаимодействия органа и контрабаса как двух равноправных солистов. Сердцевиной программы можно назвать Симфонию для органа Хендрика Андриссена. Четырёхчастная структура симфонии — жанра, пришедшего в органную музыку из оркестровой, — так или иначе апеллирует к принципам её построения: масштабные формы, контрастное чередование разделов, использование всех возможностей инструмента. Андриссен, автор множества сочинений для органа, был одним из тех композиторов, кто смог сохранить традиции органного письма, не отступая в то же время от новых идей. Финал его органной симфонии, завершающий эту программу, в полной мере раскрывает эту особенность его творчества, являя собой впечатляющий пример исполнительского мастерства органиста и композиторской изобретательности. Исполнители: Даниил Фурман (контрабас) Михаил Мищенко (орган) В программе: Хили Уиллан (1880–1968) Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II: Nun preiset alle O Traurigkeit Юозас Груодис (1884–1948) Год Фуги. Зимняя книга Фуга си-бемоль минор («Фатум») Дэниэл Пинкхем (1923–2006) Дивертисмент для контрабаса и органа: I. Прелюдия II. Интерлюдия III. Марш Юозас Груодис Год Фуги. Зимняя книга Фуга си-бемоль мажор Хили Уиллан Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II: Mit Fried und Freud Lobt Gott, ihr Christen Йозеф Лаубер (1864–1952) Из сборника 4 Morceaux d’Église («Четыре церковные пьесы» для контрабаса и органа): I. Recueillement II. Aria. Chant du Pèlerin Хили Уиллан Из сборника 6 Chorale Preludes, Set II: Christum, wir sollen loben schon Vexilla Regis («Знамена реют царские») Юозас Груодис Год Фуги. Зимняя книга Фуга-хорал ля минор Хендрик Андриссен (1892–1981) Симфония для органа: IV. Финал Йозеф Лаубер Из сборника 4 Morceaux d’Église («Четыре церковные пьесы» для контрабаса и органа): III. Interlude IV. Adoration