Борис Лавренёв, с чьей пьесой «Разлом» связан целый период советского театра, сегодня прочно забыт. Говорят – «Лавренёв» – подразумевают – «Революция». Но мало кто знает, что Борис Лавренёв был со вкусом одевающийся красивый седой человек, к тому же прекрасный стилист. В юности Лавренев пытался писать стихи, которые товарищи по перу подвергли критике. Современники упрекали писателя и в романтизме, и в анархизме. Спектакль создан по мотивам знаменитого рассказа Бориса Лавренёва «Сорок первый» (1924 г.). «Сорок первый» — произведение, преодолевшее своё время. В разное время к нему обращались корифеи кино и театра. Его экранизировали Яков Протазанов (1928 г.) с выдающейся трагической актрисой Адой Войцек и Иваном Коваль-Самборским и Павел Чухрай (1956 г.) с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым. Сегодня, в новом веке, режиссёр Влад Фурман превратил историю любви поручика Говорухи-Отрока и рыбацкой девицы Марютки, как пустые бутылки отстреливающей белых офицеров, в пронзительную и смешную историю превращения дикарки в женщину. И стихи, которые пишет Марютка, для несостоявшегося поэта Лавренева оказываются очень важны. Белогвардейский роман обернулся Новым Пигмалионом. Но для революционной Элизы Дулитл «в огне брода нет». Она с уверенностью скачет по отстрелянным гильзам, как по обкатанным морем голышам («рыбья холера!»), внушительным ножичком (антикварный реквизит) чистит карандашик (для стихов) и, оказавшись на необитаемом острове («Робинзон и его Пятница»), выныривает из сетей-простыней, чтобы понять, полюбить и убить. «Сорок первый» — полностью авторский спектакль. В нём много иронии и актёрской импровизации. На этом спектакле будут много смеяться. На этом спектакле могут судорожно глотать слёзы. И распахнутся объятия. И хлынет горлом любовь. Уходящая под невысокие колосники театра мощная актёрская энергия, мгновенно передающаяся зрителям.