Сказки Гофмана

Сказки Гофмана
Мариинский-2
Опера Жака Оффенбаха. Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке).
Жак Оффенбах создал немало «лёгкой» музыки и прославился как непревзойдённый мастер оперетты, но прощальным и главным его сочинением стала большая фантастическая опера «Сказки Гофмана». Она осталась неоконченной, однако именно это свойство парадоксальным образом способствовало её популярности, поскольку «открытый текст» — всегда некий ребус, поле для экспериментов и пространство для фантазии. «Сказки» не просто опираются на сюжеты Гофмана — они пронизаны гофмановским духом. Здесь стёрты границы между реальностью и фантасмагорией, сном и явью, здравым смыслом и причудами одурманенного воображения; здесь под маской иронии могут спрятаться пронзительные чувства, под личиной любви — насмешливый цинизм.
Самому сделаться театральным персонажем — такая метаморфоза наверняка привела бы в восторг великого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Доживи писатель до семидесяти пяти лет, он мог бы присутствовать на парижской премьере пьесы Мишеля Карре и Жюля Барбье «Сказки Гофмана» (1851) и услышать себя, говорящего на сцене по-французски. В опере, созданной через тридцать лет после пьесы, Гофман ещё и запел: в первоначальном варианте — баритоном, позже — тенором, голосом всех пылких оперных любовников. И как запел! Партия Гофмана — одна из самых красивых и трудных в мировой оперной литературе. Титульный герой — стержень оперы, он участвует во всех действиях, он — рассказчик, во хмельном чаду раскрывающий свою душу перед собутыльниками. В этой душе царит примадонна Стелла, принимающая разные облики: дорогой куклы Олимпии, несостоявшейся артистки Антонии, хищницы-куртизанки Джульетты. Оффенбах, гениальный мелодист, сумел сделать каждую по-своему неотразимой.
Если в отношении оперы допустимо понятие «шлягер», то именно так можно назвать самые знаменитые номера из «Сказок Гофмана»: феерически виртуозные куплеты Олимпии, белькантовый дуэт Антонии и её матери и, наконец, главный «хит» оперы — сладостную венецианскую баркаролу, которую поют Джульетта и ещё один загадочный персонаж, Никлаус, он же муза. Гофман каждый раз любит и каждый раз терпит крах. Финал «Сказок Гофмана» всегда превращается в интригу, поскольку его единого решения не существует — и театры предлагают самые разнообразные варианты концовки. Но ключевую идею Жака Оффенбаха сформулировать всё же можно: одиночество художника не абсолютно; раздавленный и разочарованный, он остаётся с главным сокровищем — со своей верной музой, со своим талантом, дающим ему силы жить и творить.
Пролог:
Кафе в клинике, где находят утешение разбитые сердца. Духи пива и вина с нетерпением ждут посетителей. Появляется муза поэта Гофмана. Она намерена спасти его от очередного разочарования в любви: Гофман только что встретил свою прежнюю возлюбленную, оперную певицу Стеллу, и та желает возобновить их роман. Ради спасения Гофмана муза принимает облик его друга, Никлауса. Появляется Линдорф, соперник Гофмана. Он пытается навредить поэту и перехватывает любовное письмо от Стеллы. Сегодня вечером она ждёт Гофмана у себя. Тем временем кафе заполняется посетителями. Они просят Гофмана спеть им песню о крошке Цахесе, которого называют Кляйнцаком (Il était une fois à la cour d’Eisenach / «Жил-был когда-то при дворе Айзенаха»). В середине песни Гофман неожиданно предаётся мечтаниям о Стелле. Вечеринка становится всё разгульнее, Гофман вступает в перепалку с Линдорфом. Речь заходит о любви, и поэт предлагает собутыльникам послушать рассказ о его любовных приключениях.
Действие первое:
Изобретатель Спаланцани любуется своим детищем — куклой Олимпией, поразительно похожей на человека. Она сулит немалую выгоду, и Спаланцани опасается, что торговец медицинскими приборами Коппелиус потребует себе часть прибыли, ведь он сделал кукле глаза. Гофман, принявший Олимпию за живую девушку, влюбился в неё и, чтобы быть ближе к объекту страсти, стал учеником Спаланцани. Напрасно Никлаус пытается предостеречь Гофмана: тот слеп в своей любви. Появляется торговец-шарлатан Коппелиус; он продаёт поэту очки, сквозь которые человек видит только то, что сам хочет видеть. Опасаясь, что Коппелиус будет претендовать на доход от куклы, Спаланцани вручает ему в качестве откупа банковский чек. Собираются гости, и изобретатель представляет им Олимпию; все восхищены её красотой, и более всех — Гофман. Олимпия исполняет куплеты (Les oiseaux dans la charmille / «Птички на ветках, солнышко в небе»), причём Спаланцани время от времени заводит её механизм. Гости уходят ужинать, а Гофман объясняется Олимпии в любви. Вновь появляется Коппелиус. Он взбешён: полученный им чек — фальшивка. Гости возвращаются, и начинаются танцы. Гофман кружится в вальсе с Олимпией, но теряет сознание, а Коппелиус в ярости ломает куклу. Осмеянный публикой поэт с ужасом осознаёт свою ошибку.
Действие второе:
Скрипичных дел мастер Креспель живёт уединённо со своей юной дочерью Антонией. Больше всего на свете Антония любит петь, но Креспель запрещает дочери это занятие: пение может стоить ей жизни. Креспель — вдовец, его жена, оперная певица, умерла от болезни. Эту болезнь — вместе с музыкальным талантом — унаследовала Антония. Несмотря на запрет, девушка поёт романс (Elle a fui, la tourterelle / «Голубка улетела»). Креспель укоряет её и, попросив своего слугу Франца запереть все двери, уходит. Появляется влюблённый в Антонию Гофман. Он счастлив: девушка отвечает ему взаимностью. Молодые люди поют дуэтом свою любимую песню. Они намерены пожениться, и ради семейного счастья Антония соглашается оставить пение. Услышав шаги Креспеля, Гофман прячется. Появляется доктор Миракль, который хочет погубить Антонию, вынуждая её петь. Креспель пытается избавиться от доктора-убийцы, но тот, оставшись наедине с девушкой, искушает её все сильнее. Он заманивает Антонию в дьявольскую ловушку, говоря с ней от имени покойной матери. Поддавшись мечтам о сцене и славе, Антония отрекается от данного Гофману обещания, исступленно поёт и умирает.
Действие третье:
Гофман внимает пению куртизанки Джульетты и Никлауса, звучит баркарола (Belle nuit, ô nuit d’amour / «Прекрасная ночь, ночь любви»). Джульетта — коварная красавица, она крадёт души своих возлюбленных и поставляет их злому колдуну Дапертутто. Один из поклонников, Шлемиль, уже потерял из-за неё собственную тень. Теперь Дапертутто хочет завладеть душой Гофмана и обещает Джульетте алмаз, если она заберёт у поэта его отражение (Scintille diamant / «Сверкай, алмаз»). Гофман присоединяется к гостям куртизанки и садится с ними за карточный стол. Джульетта обольщает поэта и, притворившись влюблённой, убеждает Гофмана отдать ей якобы на память своё зеркальное отражение. Появляется Шлемиль с ключом от комнаты Джульетты. Соперники устраивают дуэль, и Шлемиль погибает от руки Гофмана. Поэт хватает ключ, но видит Джульетту удаляющейся с очередным любовником, карликом Питикиначчо.
Эпилог:
Посетители кафе продолжают пить и веселиться. Появляется Стелла, однако Гофман едва узнаёт её. Примадонна уходит под руку с Линдорфом. Никлаус снова превращается в музу и утешает поэта.
Спектакль идёт с одним антрактом.

Стоимость 600 - 3600
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
18 ноября, 27 ноября ...
17 ноября, 15 декабря ...
17 ноября, 29 ноября ...
17 ноября, 27 ноября ...
Ноя
18
15 ноября, 16 ноября ...
19 ноября, 20 ноября
Ноя
15
23 ноября, 18 декабря