Сказка о царе Салтане

Сказка о царе Салтане
Опера Николая Римского-Корсакова. Исполняется на русском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках).
Все наверняка знают виртуозную пьесу «Полёт шмеля», жужжащий образец музыкального perpetuum mobile. Но это лишь один фрагмент из красочной оперы Римского-Корсакова — мастера и поэта оркестра. Есть в «Сказке о царе Салтане» и картины моря, ночного леса, рассвета, предпосланные композитором каждому действию. Запомнятся слушателям расцветающие в оркестре пленительные мелодии Царевны Лебеди и грозный марш шумных морских витязей. Сам автор не без гордости называл эту партитуру «руководством к фокусам».
Поскольку русский слушатель прекрасно знает сюжет, то либреттист Владимир Бельский и композитор, сказывая сказку в очередной раз, усложняют её интригу новыми героями и ситуациями, украшают подробностями: безымянную жену Салтана у них зовут Милитриса, царство Салтана — это Тьмутаракань, а царевич Гвидон правит на острове Леденце. Но если Пушкин замечает, что сказочная белка, грызя орешки, «поёт при честнóм при всём народе «Во саду ли, в огороде»…», то Римский-Корсаков не отказывает себе в удовольствии эту песню процитировать. А встречу Гвидона жителями острова Буяна иллюстрирует хором на мотив знаменного распева, ведь поэт упомянул, что в тот момент «хор церковный Бога славит». В подобном узнавании и кроется во многом удовольствие от оперы: для юных зрителей — это ожившая на сцене волшебная сказка, для более искушённых — образец условного театра, творческий комментарий одного художника, композитора-«фокусника», к тексту другого — поэта-«сказочника».
Этот спектакль — один из самых красочных на мариинской сцене. Режиссёр детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров привычно стремится занимать внимание зрителей живыми картинами. В этом ему помогает сценография Владимира Фирера. В декорациях и костюмах не случайно угадываются знаменитые книжные иллюстрации Ивана Билибина: постановка и была задумана как узнавание сказки Пушкина, любимой с детства.
Пролог:
Зимним вечером в светлице деревенской избы три сестры сидят за пряжей. Старшая и средняя хвастают своей красотой, а младшая молчит. За кротость и скромность сёстры считают её дурочкой и заставляют работать на них. Размечтались они, чем каждая прославилась бы, если бы царь взял её замуж. Старшая хвалится задать невиданный пир, средняя — в одиночку наткать на весь мир полотна, а младшая говорит, что родила бы для батюшки-царя богатыря-сына. Всё это слышал притаившийся под окошком царь Салтан. Он входит в светлицу и объявляет решение: жить всем трём во дворце, старшей быть поварихой, средней — ткачихой, а младшей — царевой женой. Царь ушёл с младшей сестрой, а две другие вместе с бабой Бабарихой стали советоваться, как расстроить счастье удачливой дурочки. И задумали они обмануть Салтана.
Действие первое:
Царь уехал на войну, а тем временем родился у молодой царицы Милитрисы сын. Мирно течёт жизнь во дворце. Одна лишь царица не знает покоя: тревожит её, что долго нет гонца с ответным письмом от Салтана. Напрасно Скоморох пытается развлечь её своими прибаутками; не веселят её ни сказки Старого деда, ни притворная доброта сестёр, приносящих ей подарки. Но вот появляется развязный и болтливый Гонец. Ловкие заговорщицы, подпоив его, успели подменить Салтанову грамоту. Народ мнётся в нерешительности, но отступает перед угрозами торжествующих сестёр и Бабарихи — бочку с Милитрисой и царевичем пускают в море.
Действие второе:
Пустынный берег острова Буяна. Сюда, вняв мольбам царицы, волна вынесла бочку. Милитриса жалобно сетует на судьбу, а заметно подросший царевич весело резвится, радуясь светлому миру. Сделав лук, он отправляется на поиски дичи, но внезапно замечает громадного коршуна, который преследует лебедя. Метко пущенной стрелой юноша убивает его. К изумлению царицы и царевича, Лебедь-птица вышла из моря и заговорила человечьим языком. Она пообещала отплатить добром за добро и исчезла.
Наступила ночь. Мать и сын уснули. А с первыми лучами утренней зари из тумана по волшебству возник город. Под праздничный колокольный трезвон и пушечную пальбу из ворот его появляется торжественная процессия. Радостно приветствуют Гвидона жители сказочного города Леденца и просят стать их правителем.
Действие третье:
Картина первая. Стал Гвидон князем, но мучает его тоска по отцу. Он смотрит с грустью вслед кораблю, который держит путь в царство Салтана. На зов Гвидона из моря появляется Лебедь-птица. Узнав о причине его печали, она превращает князя в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть отца.
Картина вторая. Корабль приплыл к Салтанову царству. Царь приглашает корабельщиков в гости, угощает их и расспрашивает о чудесах, которые они видели, путешествуя по белу свету.
Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на пустынном острове, о белке, грызущей золотые орешки, о тридцати трёх морских витязях и о славном могучем князе Гвидоне, правителе этого города. Салтан удивлён, он хочет посетить чудесный город, но обеспокоенные Ткачиха и Повариха отговаривают его. Бабариха рассказывает о чуде, какого нет в городе Леденце, — о заморской царевне неописуемой красоты. Обозлённый кознями заговорщиц, шмель по очереди жалит их и, вызвав всеобщий переполох, улетает.
Действие четвёртое:
Картина первая. Снова печальный Гвидон бродит у моря. Рассказ Бабарихи не идёт у него из памяти. В тоске призывает Гвидон Лебедь-птицу и, поведав ей о своей горячей любви к неизвестной красавице, просит помочь ему. Волнение Гвидона тронуло Лебедь-птицу, и она обернулась прекрасной царевной, о которой он так пылко мечтал. Царица Милитриса благословляет молодую чету.
Картина вторая. В радостном нетерпении Гвидон и Милитриса ждут приезда Салтана. Под колокольный звон и приветствия народа царь со свитой вступает во дворец. Начинается показ чудес города Леденца. Перед изумлёнными взорами царя и гостей предстаёт в хрустальном домике волшебная белочка, проходят тридцать три морских богатыря, показываются прекрасная Царевна Лебедь и, наконец, возлюбленная Салтанова жена — царица Милитриса. Царь со слезами обнимает её и сына, на радостях прощает её завистливых сестёр. Начинается царский пир.
Спектакль идёт с одним антрактом.

Стоимость 1200 - 5600
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
20 октября, 23 октября
17 октября, 18 октября ...
Окт
29
17 октября, 28 ноября
23 октября, 08 ноября ...
17 октября, 31 октября ...
Окт
28
20 октября, 31 октября
27 октября, 02 ноября
18 октября, 19 октября ...
Окт
18
27 октября, 16 ноября
27 октября, 16 ноября ...