12 апреля, суббота, 19:30
Концерт органной музыки
Шедевры органной музыки
Лилия Кузнецова
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Лилии Кузнецовой «Шедевры органной музыки», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 12 апреля в 19:30. Концерт включён в программу ежегодного Пасхального фестиваля SURREXIT DOMINUS!
Лилия Кузнецова получила образование в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова и РАМ имени Гнесиных в Москве. Она обладает обширным репертуаром, который включает в себя музыку XVII-XX веков, отдавая предпочтение сочинениям И.С. Баха и композиторов-романтиков. Органистка успешно сочетает исполнительскую деятельность с преподаванием органа в родном училище. Среди ее студентов — лауреаты всероссийских и международных органных конкурсов.
В программу концерта Лилии Кузнецовой включены яркие сочинения органной литературы известных композиторов XVIII и XIX веков. Имена трёх гениев — И.С. Баха, А. Вивальди и В.А. Моцарта знает каждый. Романтики Ф. Мендельсон, Й.Г. фон Райнбергер и С. Франк также знакомы любителям классической музыки. Органные шедевры двух веков из четырёх самых музыкальных стран Европы — Германии, Италии, Австрии и Франции — порадуют гостей храма в этот вечер.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Прелюдия и фуга ре мажор написана молодым И.С. Бахом в 1709 году, предположительно в Веймаре. Это яркий виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Сочинение столь популярно у слушателей органных концертов, что его смело можно включить в «золотую коллекцию» органной музыки, наряду с Токкатой и фугой ре минор.
Анданте фа мажор В.А. Моцарта предназначено для механического органа — самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Изящное сочинение звучит легко и живописно в исполнении музыкантом на органе.
«Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — сказал о Ф. Мендельсоне его соотечественник, немецкий композитор Р. Шуман. Шесть сонат Мендельсона стали первым образцом немецкой романтической сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга. Свидетельством тесной связи Мендельсона с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать и его частое обращение к протестанскому хоралу. В первой части Сонаты № 3 ля мажор композитор в партии педали проводит тему хорала «Aus tiefer Not schrei ich zu Dir» («В тягчайшей беде взываю к Тебе»).
Мюнхенский композитор, органист и педагог Й.Г. фон Райнбергер известен, прежде всего, благодаря своему органному творчеству. Он написал 20 сонат для органа соло, два концерта для органа с оркестром, множество сочинений для камерных составов. Его музыку отличает красота контрапунктических линий, выразительность мелодий, совершенство формы. В программе концерта две выразительные части из Сонат №№ 8 и 16.
С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление. В Хорале № 3 ля минор исследователи творчества Франка видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593:
Без обозначения темпа — Adagio — Allegro
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Andante фа мажор, KV 616
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 3 ля мажор, op.65:
Con moto maestoso — Andante tranquillo
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901)
Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор, op.175
Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, ор.132
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал № 3 ля минор, FWV 40