Концерт органной и вокальной музыки
Шедевры европейской вокальной и органной музыки
Дж. Каччини, И.С. Бах, А. Вивальди, Д.Б. Перголези, Г.Ф. Гендель, В.А. Моцарт
Воспитанники хорового училища имени М.И. Глинки и музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова (класс вокала Н.И. Михайловой) и Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
Яркую программу для голоса и органа из произведений европейских композиторов представят воспитанники классов вокала Надежды Михайловой из Хорового училища имени М.И. Глинки и Музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова. Вокальные произведения прозвучат в сопровождении Лилии Кузнецовой, которая также выступит с сольными органными пьесами И.С. Баха, А. Вивальди и В.А. Моцарта.
В начале концерта прозвучит торжественная Прелюдия ми-бемоль мажор Баха. Сочинение открывает третью часть «Клавирных упражнений», которую также называют «Органной мессой». В программу включены три песни из «Песенника Шемелли». В 1736 году в Лейпциге немецкий церковный музыкант Г.К. Шемелли опубликовал крупный сборник, содержащий 954 духовные песни. 69 из них были изданы с нотами, а остальные представлены только текстами. Нотированные песни издавна приписываются Баху, однако его подлинное авторство установлено лишь в отношении трёх из них. Про остальные полагают, что Бах отредактировал заимствованные из разных источников мелодии и гармонизовал их.
Наиболее вероятно, что ариетта А. Вивальди «Приди, приди мой дорогой» — это ария Ипполиты из оперы «Геракл на Термодонте». Считалось, что партитура была утрачена, но её удалось восстановить по найденным отрывкам. Опера повествует о девятом подвиге Геракла, в котором он добывал меч королевы амазонок Антиопы. Дж. Каччини — итальянский певец, композитор и теоретик вокального искусства. Он является автором одной из первых опер («Эвридика», 1602). «Amarilli, mia bella» — мадригал Каччини, в котором поднимается тема идиллической любви к прекрасной пастушке Амариллис. Д.Б. Перголези — представитель неаполитанской школы, значительно повлиявший на развитие оперы-буффа (комической оперы). Наиболее известным его произведением является кантата «Stabat Mater», повествующая о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа. Прозвучит ария «Eja Mater, fons amoris!» из «Stabat Mater». В программу концерта также включены прекрасные арии таких итальянских композиторов, как Ф. Кавалли, Дж. Кариссими, Дж.Б. Бонончини и Т. Джордани.
Г.Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Он родился в Германии в один год с И.С. Бахом и Д. Скарлатти. Получив музыкальное образование в Италии, он переселился в Лондон и впоследствии стал английским подданным. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Будет исполнена Ария «Ah, mio cor» («Ах, моё сердце») из оперы «Альцина».
Ave verum corpus (лат. «радуйся, истинное Тело») — в католической церкви рифмованная молитва, звучащая во время причастия. Она возникла в XIII в. и стала поэтической основой для мотетов и другой многоголосной музыки. Известный мотет Ave verum corpus В.А. Моцарта прозвучит в переложении Ф. Листа для органа соло. Agnus Dei («Агнец Божий») — именование Иисуса Христа. Оно основано на словах Иоанна Крестителя, называющего Христа агнцем, искупляющем грехи людей. В программе концерта — Agnus Dei из «Коронационной мессы» Моцарта.
Будет исполнена ария «Bist du bei mir» («Рядом пребудь») из Нотной тетради Анны Магдалены Бах (1725). Бах подарил её ко Дню рождения (24-летию) Анны Магдалены. Произведения, входящие в тетрадь — известны давно, а авторство многих из них установлено сравнительно недавно. Кроме сочинений самого Баха, в ней есть пьесы его сына Карла Филиппа Эммануэля, Ф. Куперена, К. Петцольда, Г. Бёма. Тетрадь заполнялась вплоть до 1740 года, в неё вошли 42 пьесы.
Знаменитый Концерт ля минор Баха был написан в веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой — творчеством А. Корелли, А. Вивальди, Т. Альбинони. Он является образцом блестящего концертного стиля.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Исп. Лилия Кузнецова
Две песни из «Песенника Шемелли»:
«О, блаженство ликованья»
Исп. Алексей Сузун
«Весенняя песня»
Исп. Серафим Соловьёв
Антонио Вивальди (1678-1741)
Ариетта «Vieni, vieni o mio diletto» («Приди, приди мой дорогой»)
Исп. Даниил Смирнов
Иоганн Себастьян Бах
«Восход горит зарей»
Исп. Максим Малышев
Джулио Каччини (1551-1618)
Мадригал «Amarilli, mia bella» из сборника «Le nuove musiche» («Новая музыка»)
Исп. Матвей Семёнов
Томмазо Джордани (1733-1806)
Ариетта «Caro mio ben»
Исп. Михаил Ступнев
Джованни Баттиста Перголези (1710-1736)
Ария «Eja Mater, fons amoris!» («Мать, источник любви»)
из «Stabat mater» («Мать скорбящая стояла»)
Исп. Иван Савицкий
Антонио Вивальди — Иоганн Себастьян Бах
Allegro из Концерта ля минор, BWV 593
Исп. Лилия Кузнецова
Георг Фридрих Гендель (1685-1759)
Ария «Ah, mio cor» («Ах, моё сердце») из оперы «Альцина»
Исп. Анна Кузнецова
Джакомо Кариссими (1605-1674)
Ария «Vittoria, mio core» («Победа, моё сердце»)
Исп. Шон Декельман
Джованни Баттиста Бонончини (1670-1747)
Ария «Per la gloria d`adorarvi» из оперы «Гризельда»
Исп. Шен Декельман
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Ave verum в переложении для органа соло Ф. Листа
Исп. Лилия Кузнецова
Agnus Dei из «Коронационной мессы» до мажор, KV 317
Исп. Серафима Говорова
Иоганн Себастьян Бах
«Bist du bei mir» («Рядом пребудь»), BWV 508
из Нотной тетради Анны Магдалены Бах
Исп. Король Великолепный
Франческо Кавалли (1602-1676)
«Dolce amor, bendato dio»
Исп. Павел Змановский
Антонио Вивальди — Иоганн Себастьян Бах
Финал из Концерта ля минор, BWV 593
Исп. Лилия Кузнецова