Джазовые обработки классических опусов ведут свою историю с 30-х годов. В анналы джаза вошла пьеса, записанная оркестром Бенни Гудмена (аранжировщик Алек Темплтон), — Bach Goes To Town — одна из первых попыток взаимодействия джазового музицирования с баховским стилем. В России оркестр Леонида Утесова не без успеха работал с темами Чайковского и Римского-Корсакова. Биг-бэнды Стэна Кентона, Вуди Германа в своих композициях иногда использовали темы из классических произведений. В 50–60-х годах эти тенденции получили развитие в так называемом «барокко-джазе». Впрочем, к концу 20-го века взаимодействие джазовых идиом и языка академической музыки стало в большинстве случаев достаточно стандартным приёмом и практически лишилось привкуса новизны. Однако работа «Фонограф-джаз-трио» народного артиста России Сергея Жилина «Чайковский in Jazz. Времена года. New» показала, что идея оджазированной классики не только не умерла, но и способна рождать порой удивительные результаты. Во-первых, поразительно точным оказался выбор пьес. «Времена года» Чайковского — это репертуар старших классов ДМШ и младших курсов музыкального училища. Вещи «заигранные», привычные и даже несколько простоватые для «продвинутых» музыкантов. Но эти пьесы внезапно обнаруживают такую музыкальную глубину и такую возможность стилистического развития, о которых трудно было даже подозревать. Во-вторых, джазовый фортепианный мэйнстрим, обращаясь к камерной (если не салонной!) музыке 19 века, получает настолько мощный творческий импульс, что по-новому начинают работать его, на первый взгляд, стандартные фактурные и гармонические приемы. В этом проекте всё новое и необычное приходит как будто бы изнутри исполняемых произведений. Уже в самих темах Чайковского становится возможным их новая гармонизация. Но не за счёт стандартных джазовых аккордов, а с помощью гармонического языка позднего романтизма и музыки 20 века, обогащённых джазовыми звучаниями. Поразительно то, с какой лёгкостью и естественностью пьесы из «Времён года», написанные в последней трети 19 века, воспринимают в себя стили последующих эпох — джазовые и не джазовые — вплоть до современной поп- и рок-музыки («На тройке»). Очень интересно и то, как эти темы получают своё музыкальное развитие: иногда ожидаемое, а иногда и нет (великолепное фугато в «Баркароле»). Случаются и тембровые сюрпризы: например, мелодия «Баркаролы» у бас-гитары. Самым удивительным оказался «Вальс цветов» — единственная пьеса не из «Времён года». Здесь соединение разных фортепианных стилей — вплоть до «страйда» — дало чуть иронический эффект. Так бы, наверное, получилось, реши вдруг Чайковский поиграть на фортепиано вместе со Скоттом Джоплином в салуне где-нибудь в Сент-Луисе или Чикаго. Но в 2020 году!