
Семинар сектора фольклора из цикла «Фольклористика, антропология, этнография».
В 2024 году Людмиле Михайловне Ивлевой, фольклористу, филологу, этнотеатроведу исполнилось бы 80 лет. Л. М. Ивлева окончила филологический факультет ЛГУ и была последней – любимой – ученицей легендарного В. Я. Проппа. Аспирантские ее годы прошли в секторе фольклора РИИИ.
Л. М. Ивлева всю свою жизнь посвятила изучению традиционной культуры, достигнув на этом поприще небывалых высот. Была неутомимой собирательницей фольклора. Ездила в разные этнографические регионы, включая Карелию, Ленинградскую, Архангельскую, Рязанскую, Псковскую, Брянскую области России, Гомельскую, Витебскую области Беларуси. Материалы поездок воплотились в блистательных оригинальных монографиях «Ряженье в русской традиционной культуре» (1994), «Дотеатрально-игровой язык русского фольклора» (1998), а также в многочисленных статьях, среди которых не было проходящих.
Масштаб теоретической мысли главных работ Л. М. Ивлевой до сих пор оценен в неполной степени. Достаточно сказать, что, помимо значимых фольклористических вопросов, ею, например, затрагивалась проблема происхождения театра. Фольклористический элемент здесь непременно присутствовал, способствуя беспримерной исследовательской широте. На обсуждение выносились такие монументальные категории, как обряд, игра, театр.
Л. М. Ивлевой было открыто новое направление в этнологии – этнотеатроведение. В ее работах преобладала типология; все в них было подчинено систематической, беспрекословной логике. Строгости мысли сопутствовало, между тем, живое человеческое начало, без которого, как это ни парадоксально, величайшие научные достижения Л. М. Ивлевой не были бы осуществлены. Все ее работы пронизаны ссылками на высказывания знатоков традиции. Эти цитаты – всегда яркие, впечатляющие.
В докладах семинара будет рассмотрен особый феномен – проживание человеком того художественного вещества, к которому он обращается. Как происходит погружение людей в магическую сущность обряда, какие имеются особенности, формы, этапы подобного проникновения? Каким образом можно уловить такого рода незримые черты? Можно ли, почувствовав хотя бы частично, находясь в современности, воплотить их в себе? Подобные вопросы предполагаются к обсуждению на семинаре. Весь этот содержательный контекст глубинно связан с исследовательской мыслью Л. М. Ивлевой. Игровое начало, обрядовое сознание не существуют сами по себе, но обнаруживаются в деятельности человека, во внутренних сторонах его натуры.



















Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.