В разнообразной программе концерта класса петербургской органистки и педагога Лилии Кузнецовой (Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова) прозвучит немецкая, итальянская и французская органная и вокальная музыка XVII-XX веков. Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде, он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. Импульсивная Прелюдия ми минор, открывающая концерт, создана в жанре stylus fantasticus, которому присущи эмоциональность и разнообразие характеров. Концерт А. Вивальди ля минор, переложенный для органа Бахом, увлекает своей огненной энергией. Он имеет трёхчастную структуру, с подвижными виртуозными крайними частями и спокойным средним разделом. Прозвучит I часть из Концерта. Salve Regina («Славься, Царица») — григорианский распев, один из четырёх богородичных антифонов. Наиболее вероятные место и время его создания — Аквитания, первая половина XII века. Мелодию и текст Salve Regina использовали композиторы от позднего Средневековья до XXI века. Н. Рота — итальянский композитор, известный своей музыкой к кинофильмам таких знаменитых кинорежиссёров, как Ф. Феллини, Л. Вискони и Ф. Ф. Коппола. Он родился в 1911 году в Милане в семье музыкантов. Еще обучаясь в Римской консерватории, Рота прослыл вундеркиндом: его первая оратория L’infanzia di San Giovanni Battista уже в 1923 году была исполнена в Милане и Париже. С 1930 по 1932 год Рота жил в США, где получил ученую степень в Кёртисовском институте музыки. В 1950-1979 годы он занимал пост директора консерватории Бари. Рота — автор нескольких опер. Кроме того, композитор создал большое количество произведений для оркестра. Также в своём творчестве он обращался и к органу. Будет исполнена Salve Regina Рота. Г. Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Прозвучит одна из «9 немецких песен» Генделя. Вслед за ней будет исполнена изящная ария И. С Баха «Овцы могут пастись спокойно» из «Охотничьей» кантаты. Строение Токкаты, Адажио и фуги до мажор Баха близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио — один из ярких примеров мелодического дара Баха. В программе концерта — Прелюдия и фуга до мажор из цикла «8 маленьких прелюдий и фуг» Баха. Пьесы написаны в Веймаре в 1710 году. Есть предположение, что их автором мог быть ученик Баха — лютнист, органист и композитор И. Л. Кребс. Имя Й. Г. фон Райнбергера неразрывно связано с творческой жизнью Мюнхена второй половины XIX века. Он приобрёл известность, прежде всего благодаря своему органному творчеству: 20 сонатам для органа соло, двум концертам для органа и оркестра и камерным сочинениям для органа и разных инструментов. Музыка Райнбергера увлекает красотой контрапунктических линий, мелодической изобретательностью, совершенством формы. В программе концерта несколько его сочинений: Трио соль минор, Месса для голоса и органа в 7-ми частях и Allegro из Сонаты № 16. Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. К характерным чертам его композиторского стиля относятся стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Цикл «Ангел Господень» был написан Вьерном в 1930-1931 годах и включает в себя три молитвы Деве Марии — утреннюю, дневную и вечернюю. Выразительные гармонии и прихотливые ритмы придают пьесе самобытность и очарование. А. Гильман — французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школы Schola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии. Концерт завершит Финал из Сонаты № 1 ре минор Гильмана. Программа: Николаус Брунс (1665-1697) Прелюдия ми минор Исп. Антонина Грибова Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) I часть из Концерта ля минор, BWV 593 Исп. Елисей Семёнов Нино Рота (1911-1979) Salve Regina («Славься, Царица») Георг Фридрих Гендель (1685-1759) Ария Die ihr aus dunkeln Grüften («Те, кто в тёмных склепах») из «9 немецких арий», HWV 208 Иоганн Себастьян Бах Ария Schafe können sicher weiden («Овцы могут пастись спокойно») из «Охотничьей кантаты», BWV 208 Исп. Наталия Власова, Аркадий Василенко и Варвара Шихардина Токката до мажор и Адажио ля минор, BWV 564 Исп. Елисей Семёнов Прелюдия и фуга до мажор, BWV 553 Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901) Трио соль минор Исп. София Пьянкова Missa puerorum для сопрано и органа, ор.62: Kyrie — Gloria — Graduale — Credo — Sanctus — Benedictus — Agnus Dei Исп. Наталия Власова, Дарья Левитская, Елисей Семёнов, Анна Черникова Allegro moderato из Сонаты для органа № 16 соль-диез минор, op.175 Исп. Лилия Кузнецова Луи Вьерн (1870-1937) Au matin («Утром») из цикла Les Angélus («Ангел Господень»), оp.57 Исп. Наталия Власова и Варвара Шихардина Александр Гильман (1837-1911) Финал из Сонаты № 1 ре минор, ор.42 Исп. Елисей Семёнов Исполнители Лилия Кузнецова и её ученики: Антонина Грибова Дарья Левитская Софья Пьянкова Анна Черникова Варвара Шихардина Елисей Семёнов (орган) — дипломант всероссийского конкурса Наталия Власова (сопрано) Аркадий Василенко (скрипка) (Санкт-Петерубрг)