С Рождеством Христовым!

С Рождеством Христовым!

XI Рождественский Органный Фестиваль

Adeste Fideles 2024-2025

25 декабря, среда, 19:30

Концерт органной музыки «С Рождеством Христовым!»

Ж.-Ф. Дандриё, Н. Брунс, Д. Букстехуде, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, Ш.-М. Видор

Лауреат международных конкурсов

Елизавета Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)

В праздничный рождественский вечер петербургская органистка Елизавета Кузнецова представит яркую и разнообразную программу из сочинений европейских мастеров разных веков.

Ж.-Ф. Дандриё — французский композитор, клавесинист и органист эпохи барокко. Он писал главным образом светскую инструментальную музыку. Ранние сборники содержат традиционные сюиты, написанные в развлекательной «итальянской» манере. В более поздних сборниках 1724 и 1728 гг. «танцевальные» заголовки уступают место программным, и одновременно возрастает роль полифонической техники, которую исследователи считают изысканной. В программе концерта — два ноэля Дандриё (ноэли — старинные французские рождественские песни).

Прелюдия и фуга ре мажор написана молодым И.С. Бахом в 1709 году, предположительно в Веймаре. Это яркий виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.

Немецкий композитор эпохи барокко Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде. Он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. В программе концерта — Хоральная фантазия на тему «Nun komm` der Heiden Heiland» — единственное сочинение Брунса в этом жанре.

Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Будет исполнена Прелюдия ре минор Букстехуде.

«Ave Maria» Ф. Шуберта — «Третья песня Эллен», которая входит в состав сборника из 7 песен на отдельные стихи из поэмы «Дева озера» В. Скотта. В певческой практике она часто исполняется не на оригинальный (немецкий) текст, а на текст католической (латинской) молитвы. Это обращение героини поэмы Эллен Дуглас к Деве Марии, которое начинается латинскими словами «Ave Maria!», что послужило основанием для замены стихотворения Скотта на канонический латинский текст. Произведение прозвучит в переложении для органа соло.

Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. В программе концерта — Соната № 5 ре мажор.

Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М. Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В заключение праздничной программы будут исполнены две части из Симфонии № 6 Видора.

Программа концерта:

Жан-Франсуа Дандриё (1682-1738)

Ноэль «A minuit fut fait un reveil» («В полночь все проснулись»)

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532

Николаус Брунс (1665-1697)

Хоральная фантазия «Nun komm` der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)

Жан-Франсуа Дандриё

Ноэль «Allons voir ce divin Gage» («Пойдёмте, посмотрим на Иисуса»)

Дитрих Букстехуде (1637-1707)

Прелюдия ре минор, BuxWV 140

Франц Шуберт (1797-1828)

«Аве Мария»

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)

Соната для органа № 5 ре мажор op.65:

Andante — Andante con moto — Allegro

Шарль-Мари Видор (1844-1937)

Adagio и Finale из Симфонии для органа № 6 соль минор, ор.42/2


Стоимость 800

Храм Святого Станислава

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
19 декабря, 27 декабря ...
22 декабря, 05 января ...
Дек
25
16 декабря, 17 декабря
17 декабря, 24 декабря
Дек
28
Дек
15
26 декабря, 03 января
22 декабря, 04 января ...
Дек
23