XI Рождественский Органный Фестиваль
Adeste Fideles 2024-2025
25 декабря, среда, 19:30
Концерт органной музыки «С Рождеством Христовым!»
Ж.-Ф. Дандриё, Н. Брунс, Д. Букстехуде, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт, Ш.-М. Видор
Лауреат международных конкурсов
Елизавета Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
В праздничный рождественский вечер петербургская органистка Елизавета Кузнецова представит яркую и разнообразную программу из сочинений европейских мастеров разных веков.
Ж.-Ф. Дандриё — французский композитор, клавесинист и органист эпохи барокко. Он писал главным образом светскую инструментальную музыку. Ранние сборники содержат традиционные сюиты, написанные в развлекательной «итальянской» манере. В более поздних сборниках 1724 и 1728 гг. «танцевальные» заголовки уступают место программным, и одновременно возрастает роль полифонической техники, которую исследователи считают изысканной. В программе концерта — два ноэля Дандриё (ноэли — старинные французские рождественские песни).
Прелюдия и фуга ре мажор написана молодым И.С. Бахом в 1709 году, предположительно в Веймаре. Это яркий виртуозный цикл, в котором исполнитель может проявить свои технические навыки и продемонстрировать возможности инструмента-оркестра.
Немецкий композитор эпохи барокко Н. Брунс был учеником Д. Букстехуде. Он прославился как органист и скрипач. Известны лишь несколько его сочинений для органа, которые говорят о выдающемся композиторском даре. В программе концерта — Хоральная фантазия на тему «Nun komm` der Heiden Heiland» — единственное сочинение Брунса в этом жанре.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году И.С. Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И.Я. Фробергера. Будет исполнена Прелюдия ре минор Букстехуде.
«Ave Maria» Ф. Шуберта — «Третья песня Эллен», которая входит в состав сборника из 7 песен на отдельные стихи из поэмы «Дева озера» В. Скотта. В певческой практике она часто исполняется не на оригинальный (немецкий) текст, а на текст католической (латинской) молитвы. Это обращение героини поэмы Эллен Дуглас к Деве Марии, которое начинается латинскими словами «Ave Maria!», что послужило основанием для замены стихотворения Скотта на канонический латинский текст. Произведение прозвучит в переложении для органа соло.
Над Сонатами для органа Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. В программе концерта — Соната № 5 ре мажор.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М. Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В заключение праздничной программы будут исполнены две части из Симфонии № 6 Видора.
Программа концерта:
Жан-Франсуа Дандриё (1682-1738)
Ноэль «A minuit fut fait un reveil» («В полночь все проснулись»)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532
Николаус Брунс (1665-1697)
Хоральная фантазия «Nun komm` der Heiden Heiland» («Приди, язычников Спаситель»)
Жан-Франсуа Дандриё
Ноэль «Allons voir ce divin Gage» («Пойдёмте, посмотрим на Иисуса»)
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ре минор, BuxWV 140
Франц Шуберт (1797-1828)
«Аве Мария»
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната для органа № 5 ре мажор op.65:
Andante — Andante con moto — Allegro
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Adagio и Finale из Симфонии для органа № 6 соль минор, ор.42/2