7 января, вторник, 19:30
Концерт органной музыки «Рождество с великими»
Ф. Куперен, Л.-Н. Клерамбо, Л. Маршан, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Лист
Лилия Кузнецова (орган, Санкт-Петербург)
В рождественской программе петербургской органистки Лилии Кузнецовой собрана коллекция сочинений великих композиторов: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Листа, а также знаменитых французских авторов эпохи барокко.
Ф. Куперен, Л.-Н. Клерамбо и Л. Маршан — французские композиторы, органисты и клавесинисты второй половины XVII-первой половины XVIII-го веков. Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, а также обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Духовную музыку Куперена отличает серьёзность и возвышенность. «Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений. Внутри мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по набору регистров (тембров органа). Концерт откроет Оффертуар до мажор.
Клерамбо был придворным музыкантом Людовика XIV. Мастерству органной игры учился у А. Резона. На протяжении всей жизни занимал пост органиста в различных парижских храмах. В программе концерта — Сюита I-го тона для органа в 7-ми частях.
Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, с 1685 или 1689 года — в Париже, в 1708-1716 годах работал в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, игра Маршана отличалась виртуозностью, он был блестящим импровизатором. Будет исполнен его торжественный Большой диалог из «3-ей Органной книги».
Пастораль, описывающую сельскую жизнь, традиционно связывают с праздником Рождества: ведь именно пастухи возвестили мир о рождении Христа. В программе концерта — I часть из Пасторали И.С. Баха. Эта миниатюра наполнена тихой радостью, присущей одному из самых светлых праздников церковного года.
Торжественная Прелюдия ми-бемоль мажор Баха — первая часть цикла, который принято связывать с образом Святой Троицы. Прелюдией открывается третья часть «Клавирных упражнений», также именуемая «Органной мессой».
Анданте фа мажор Моцарта предназначено для механического органа — самоиграющего музыкального инструмента, имитирующего оркестр. Изящное сочинение звучит легко и живописно в исполнении музыкантом на органе.
Ave verum corpus (лат. «радуйся, истинное Тело») — в католической церкви рифмованная молитва, звучащая в богослужении во время причастия. Она возникла предположительно в XIII в. и служила в качестве поэтической основы мотетов и другой многоголосной музыки. Наиболее известен прекрасный мотет Ave verum В.А. Моцарта, который прозвучит в переложении Ф. Листа для органа соло.
Своеобразным музыкальным приношением Баху является Прелюдия и фуга на тему BACH Ф. Листа, в которой буквально звучит фамилия великого композитора, зашифрованная «музыкальным алфавитом». Эта виртуозная фантазия была создана им в 1855 году и навсегда вошла в «золотой фонд» органного репертуара.
Программа концерта:
Франсуа Куперен (1668-1733)
Оффертуар до мажор из «Приходской мессы»
Луи-Николя Клерамбо (1676-1749)
Fugue — Basse et Dessus de Trompette - Recits из Сюиты I-го тона
Луи Маршан (1669-1732)
Большой Диалог V-го тона (из 3-ей Органной книги)
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Пастораль фа мажор, BWV 590/1
Прелюдия ми-бемоль мажор, BWV 552/1
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)
Andante фа мажор, KV 616
Ave verum в переложении для органа соло Ф. Листа
Ференц Лист (1811-1886)
Прелюдия и фуга на тему ВАСН, S.529