Праздничная программа петербургского органиста Юрия Семёнова необыкновенно разнообразна и включает в себя сочинения европейских и русских композиторов разных веков. Программу откроет ноэль Клода Бальбатра (ноэль — старинная французская рождественская песня). Бальбатр — французский органист-виртуоз и композитор эпохи барокко. Он работал в церкви Сен-Рош и соборе Нотр-Дам. В 1782 году он играл в одной из первых серий публичных концертов под названием Concert Spirituel. Являясь клавесинистом французского двора, он преподавал королеве Марии-Антуанетте. Бальбатр служил у графа Прованса Луи-Станислава-Ксавье, который впоследствии стал королём Франции Людовиком XVIII. Во время Французской революции связь Бальбатра с дворянами и королевским двором могла поставить под угрозу его жизнь, но он приспособился к новой политической ситуации и сочинил революционные гимны и песни. Концерт А. Вивальди ре минор, переложенный для органа Бахом, — яркий пример совершенного письма гения. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на продолжительной теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом. Сочинения для механического органа (часто состоящего из двух частей: часов и музыкального инструмента) были очень популярны в аристократической среде XVIII века. Музыка звучала без участия органиста, так как записывалась на специальных валиках. Чтобы исполнять эти пьесы на большом органе, необходимо сделать специальное переложение. Музыку для механического органа писали сыновья Баха — Карл Филипп Эммануил и Вильгельм Фридеман, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен и В. А. Моцарт. Прозвучит одна из пяти пьес для механических часов Л. ван Бетховена. Она отличается изяществом, свойственным произведениям подобного жанра. Князь В. Ф. Одоевский известен, прежде всего, как писатель и учёный. Также он является одним из первых русских композиторов, обратившихся к органу. Благодаря Юрию Семёнову были изданы его органные произведения. Прозвучат Анданте соль мажор и Сарабанда — вторая часть из «Этюда» Одоевского. Французский органист и композитор XIX века Л. Дж. А. Лефебюр-Вели считался одним из лучших исполнителей своего времени, он славился мастерством импровизации. Наследие Лефебюра-Вели включает значительное количество этюдов и пьес для органа, отличающихся особенным блеском. В программе концерта — Sortie (сочинение, написанное на «выход» из церкви). Переложенная для органа Ф. Листом Прелюдия ми минор Ф. Шопена — изящная миниатюра, предваряющая два значительных листовских опуса. «Орфей» — одна из самых кратких и светлых, лишенных драматизма симфонических поэм Листа. Она посвящена возлюбленной композитора княжне Каролине Сайн-Витгенштейн. Листа вдохновил античный миф о фракийском певце Орфее, чьё пение завораживало людей и зверей, цветы и камни. Философская глубина сочетается с редкой гармоничностью, единое возвышенное настроение не требует подвижных темпов, но украшено колористическими эффектами. Развитие неспешно, без конфликтов и не приводит к ликующему торжеству, характерному для листовских финалов. На концерте сочинение прозвучит в переложении Листа для органа. О. Николаи — немецкий композитор и дирижёр, известный своей комической оперой «Виндзорские проказницы» по одноименной комедии У. Шекспира. Он родился в семье кёнигсбергского музыканта, учился в Берлине, работал в Риме и Вене. В 1841 году Николаи был приглашён на пост руководителя Придворной оперы в Вене, и вскоре организовал из её музыкантов Венский филармонический оркестр. В 1844 году он стал капельмейстером Берлинского кафедрального собора. В 1849 году Николаи был назначен руководителем Берлинской оперы. В своём творчестве он использовал достижения современной ему итальянской музыки, работая в основном в русле немецкой романтической традиции. Церковная праздничная увертюра на хорал «Ein feste Burg ist unser Gott» («Бог — моя крепость») сочинена к 300-летию Кёнигсбергского университета (1843). Ференц Лист сделал транскрипцию этого сочинения для органа. Программа: Клод Бальбатр (1724-1799) Ноэль Joseph est bien marie («Иосиф удачно женился») Антонио Вивальди (1678-1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Концерт ре минор, BWV 596: Без названия. Grave. Fuga — Largo — Finale Людвиг ван Бетховен (1770-1827) Adagio assai из «5-ти пьес» для механических часов Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) Анданте соль мажор Сарабанда из «Этюда» для органа Луи Джеймс Лефебюр-Вели (1817-1869) Sortiе Фридерик Шопен (1810-1849) — Ференц Лист (1811-1886) Прелюдия ми минор, ор.28 № 4 Ференц Лист Симфоническая поэма «Орфей» Отто Николаи (1810-1849) — Ференц Лист Торжественная праздничная церковная увертюра