28 декабря, суббота,19:30
Концерт органной музыки
Рождественская Пастораль
И.С. Бах, П.И. Чайковский, Ш.-М. Видор,
Л. Вьерн, К. Дебюсси, С.В. Рахманинов
Лауреат международных конкурсов
Светлана Фурник
(орган, Санкт-Петербург)
Красочную рождественскую программу петербургской органистки Светланы Фурник откроет яркая Прелюдия и фуга до мажор И.С. Баха. Части цикла написаны в разное время: Прелюдия в Лейпциге в 1730 году, а фуга в Веймарский период (1708-1717). Они безукоризненно сочетаются в едином порыве.
Г.А. Меркель — выдающаяся фигура немецкой романтической органной музыки, ученик Р. Шумана и К.Г. Райсигера. Вего композиторском наследии девять органных Сонат, Первая из которых написана для двух органистов (op.30), и несколько десятков органных миниатюр. В этих работах можно заметить влияние Ф. Мендельсона и Й.Г. фон Райнбергера. Будетисполнена «Рождественская пастораль» Меркеля.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик» — двухактная постановка на либретто М. Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Премьера балета в постановке Льва Иванова состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой Чайковского «Иоланта». В том же 1892году была издана сюита из балета «Щелкунчик» в переложении для фортепиано в четыре руки А.С. Аренского. В программе концерта — 3 известных и любимых фрагмента из Сюиты.
Прозвучит «Лангедокский ноэль» А.Гильмана (ноэли — это старинные французские рождественские песни). Гильман -французский композитор, органист и педагог, один из основателей парижской школыSchola Cantorum. Он сочинял преимущественно для органа. Сонаты Гильмана предвосхитили появление жанра Органной симфонии.
«Военный марш» № 1 для фортепиано в четыре руки Ф. Шуберта относится к циклу из трёх маршей, написанных им, предположительно, в 1818 году для дочерей графа Эстерхази в учебных целях. Это одно из самых узнаваемых сочинений Шуберта.
Французский композитор К. Дебюсси- ведущий представитель музыкального импрессионизма. Его произведения отличаются необычайным изяществом, поэтичностью и образностью. Широта талантов Дебюсси позволила ему достичь высот в искусстве исполнения, дирижирования и музыкальной критики. Созданные им произведения во многом определили образ музыки XX века. «Бергамасская сюита» Дебюсси изначально создана для фортепиано. Наиболее выразительная её часть — пьеса «Лунный свет». В ней музыкальными средствами замечательно изображается струящаяся вода при свете луны.
Цикл «24 пьесы в фантастическомстиле» был написан французским композитором Л. Вьерном в 1926-1927 годах. Одноиз самых популярных сочинений из этого цикла — пьеса «Вестминстерскиеколокола». Это токката, музыка которой отличается особенной яркостью. Вьернвиртуозно сумел передать в ней колокольный перезвон.
«Вокализ» — известное вокальноесочинение С. Рахманинова из «14 песен», op.34, опубликованное в 1912 году. Онопосвящено музе композитора — оперной певице А. Неждановой. Пьеса написана дляголоса (сопрано или тенора) с аккомпанементом фортепиано. Она не содержит слов,а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). На концерте оно будетисполнено в переложении для органа соло.
Появление жанра Органной симфонииобычно связывают с французской романтической школой, к которой относят и Ш.-М.Видора. На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновилновый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительнорасширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструментысимфонического оркестра и явления природы. Прозвучит одно из самых популярныхсочинений времени «французского романтизма» — Токката из Симфонии № 5 Видора.
Ф.К. Грубер был австрийскимучителем начальной школы и церковным органистом конца XVIII- первой половиныXIX века. Он сочинил популярный рождественский гимн «Тихая ночь» на слова Й.Мора для двух голосов и гитары. Английский пианист, дирижёр, композитор иаранжировщик рубежа XIX-XX веков Г.Э. Джил переложил это сочинение для органасоло. Им завершится рождественская программа.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Густав Адольф Меркель (1827-1885)
«Рождественская пастораль», ор.56
Петр Ильич Чайковский (1840-1953)
3 части из Сюиты «Щелкунчик», ор.71а:
Марш
Арабский танец
Танец Феи Драже
Александр Гильман (1837-1911)
«Noel Languedocien» («Лангедокский ноэль»)
Франц Шуберт (1797-1828)
«Военный марш» № 1, ор.51 (переложение для органа У. Бэста)
Клод Дебюсси (1862-1918)
«Clair de lune» («Лунный свет») из «Бергамасской сюиты»
(транскрипция для органа Алекса Сельера)
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы вфантастическом стиле», Сюита № 3, op.54
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
Вокализ, ор.34 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Токката из Симфонии для органа № 5 фа минор, op.42 № 1
Франц Ксавьер Грубер (1787-1863)
«Stille Nacht, heilige Nacht» («Тихая ночь, святая ночь»),H.145
(аранжировка для органа Генри Джила)