Сочинения Иоганна Себастьяна Баха и немецких композиторов-романтиков отделяет полувековая история эпохи классицизма. Венские классики не испытывали особый интерес к органу, поэтому во второй половине XVIII — начале XIX вв. органное композиторское искусство как будто на время «замораживается». Феликс Мендельсон-Бартольди — один из первых композиторов, который стал исполнять органные опусы Баха, способствуя распространению этой музыки среди разных слоёв населения. Отличительная особенность сочинений Мендельсона и последующих немецких композиторов-органистов — глубокая связь с музыкой барокко и в частности с творчеством Баха. Обработка хорала и двухчастный цикл «прелюдия и фуга» — ведущие жанры органного наследия Иоганна Себастьяна Баха. Прелюдия и фуга до мажор выделяется жизнерадостным и жизнеутверждающим характером и при этом компактностью и лаконичностью высказывания. Токката и фуга ми мажор по форме идентична прелюдиям Дитриха Букстехуде, старшего современника Иоганна Себастьяна Баха, в которых чередуются свободно-импровизационные и фугированные разделы. Открывается токката виртуозным вступлением с выразительными педальными репликами. Далее следует первая фуга с очаровательным и «волшебным» звучанием, которая переходит в ещё один импровизационный раздел. Вторая фуга полна решительности и уверенности благодаря настойчиво повторяющимся звукам в теме. Завершает цикл яркая каденция, напоминающая вступительную часть. Трёхголосная Пастораль фа мажор, единственное сочинение Баха в этом рождественском жанре, олицетворяет поэтическую идиллию народного стиля. Здесь композитор с помощью музыкально-риторических символов рисует картину рождественской ночи, очень лаконично описывая все её события. Третья часть пасторали является лирическим центром композиции и представляет собой выразительную инструментальную арию с бесконечно льющейся мелодией. Ля-мажорная соната Мендельсона полна энергии и света, однако не лишена драматизма и мрачных образов. В основе первой части сонаты лежит хорал «Aus tiefer Not schrei ich zu dir» («Из глубины бед взываю я к тебе»). На его основе Мендельсон пишет сложную двойную фугу: мелодия напева при этом всегда проводится в педали. Вторая часть сонаты, песня без слов, воспринимается как благословение после молитвы. Хоральные обработки Брамса — своеобразная дань уважения традициям и великим мастерам прошлого. Несмотря на их религиозное составляющее, каждая пьеса — яркая миниатюра эпохи романтизма, отражающая определённое эмоциональное состояние. Творчество Макса Регера — своеобразный итог развития немецкой органной музыки XIX века. Пассакалия, с одной стороны, является обращением к старинному жанру инструментальной музыки, которая представляет собой вариации на basso ostinato (неизменно повторяющуюся тему в басу), с другой — это произведение, пронизанное терпкостью и красотой позднеромантических гармоний. Исполнитель: Анастасия Быкова (орган, г. Москва). В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545; Иоганн Себастьян Бах — Пастораль фа мажор, BWV 590: Alla Siciliana, Allemande, Aria, Alla Gigue; Иоганн Себастьян Бах — Две хоральные прелюдии из сборника «18 Лейпцигских хоралов»: Jesus Christus, unser Heiland, BWV 665; Jesus Christus, unser Heiland, BWV 666; Иоганн Себастьян Бах — Прелюдия (токката) и фуга ми мажор, BWV 566; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 3 ля мажор, op. 65/3: Con moto maestoso, Andante tranquillo; Иоганнес Брамс (1833–1897) — Три хоральные прелюдии из цикла 11 Choral-Vorspiele, ор. 122; Макс Регер (1873–1916) — Интродукция и пассакалия ре минор, WoO IV/6.