Романтический Бах — концерт выдающегося органиста и преподавателя Даниэля Зарецкого. «Музыка Баха — это музыка пути к Богу», — сказал Гете. Именно органное творчество сделало Баха известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Наверное, каждый находит в музыке немецкого гения что-то свое. Космичность, глубина и запредельный полет духа удивительным образом сочетается в многочисленных опусах Иоганна Себастьяна с проникновенным лиризмом, а его музыкальный язык доступен самому широкому кругу публики. В программе представлены разнообразные жанры органного наследия Баха, которые звучат достаточно... романтично. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. Фантазия и фуга до минор столь впечатлила выдающегося британского композитора сэра Эдварда Элгара, что он создал ее блестящую оркестровую версию. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) — сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати обработок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно, как «18 лейпцигских хоралов». Самые популярные сочинения вечера — знаменитая Ария из оркестровой сюиты в органной версии и легендарная Токката и фуга ре минор. Романтический Бах — откройте для себя новую ипостась гения! Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) BWV 572 Ария ре мажор из Оркестровой сюиты № 3 Четыре хоральные фантазии из «Органной мессы» и «Больших Лейпцигских хоралов» Прелюдия и фуга си минор BWV 544 Фантазия и фуга до минор BWV 537 Хоральная прелюдия из Органной книжечки BWV 599-644 Токката и фуга ре минор BWV 565 Исполнитель: Заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий, орган Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта.