Риторическая энциклопедия

Риторическая энциклопедия
6 июля 2024
СУББОТА
18:00

Подобно проповеднику, постоянно сталкивающемуся с необходимостью искать новые риторические приёмы, чтобы сделать проповедь запоминающейся и убедительной, органисты пользовались всеми мыслимыми и немыслимыми возможностями в погоне за той же целью.

Начало и конец этой программы перекликаются благодаря патетическому французскому стилю — в лице Луи Маршана и BWV 552; это обрамление «стягивает» воедино всё то разнообразие идей и форм, которое ожидает нас на протяжении концерта.

Испанская органная школа занимала промежуточное положение между итальянской и французской. В целом её стилистика более близка к Италии (строгие полифонические формы, вариации, токкаты), а характер органной диспозиции — к Франции: обилие ярких и терпких звучаний, множество язычковых регистров, стремление к максимальной дифференциации тембров. На этом контрасте зиждется та впечатляющая сила испанской музыки, которая заставляет с почтением говорить о ней как о чём-то особенном, ни на что не похожем и требующем особой культуры исполнения.

Рейнкен являет нам пример подлинно риторической фуги, тема которой представляет собой последовательность наиболее запоминающихся и типичных фигур, в том числе многократное повторение одного звука. Такого плана темы, имеющие структуру «ядра и развёртывания» и обладающие значительной протяжённостью, достаточно далеко отходят от идеи раннебарочной «темы-импульса», предвосхищая баховский тематизм. В том же направлении — несмотря на существенную разницу северного и южного стиля — можно воспринимать и токкату Фробергера: основные фигуры, маркирующие тот или иной её раздел, отличаются той же самой «сверхтипичностью» и выверенностью, сообщающей ей внутреннюю энергию колоссальной силы.

Исполнитель:

Галина Ельшаева (орган)

В программе:

Луи Маршан (1669–1732)

Большой диалог in C (III органная книга)

Франсуа Куперен (1668–1733)

Benedictus из Messe a l`usage ordinaire des paroisses («Приходской мессы»)

Иоганн Каспар Керль (1627–1693)

Пассакалия in d

Франсиско Корреа де Араухо (1584–1654)

Quinto tiento de medio registro de tiple de septimo tono (из сборника Facultad organica, 1626)

Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)

Токката II in d (Libro Secondo, 1649), FbWV 102

Иоганн Адам Рейнкен (1643–1722)

Фуга in g

Георг Бём (1661–1733)

Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich

Иоганн Пахельбель (1653–1706)

Чакона in f, P.43

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552

Продолжительность концерта: 1 час без антракта


Стоимость 700 - 2500
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
01 июля, 13 июля ...
Июл
01
04 июля, 06 июля ...
Июл
05
01 июля, 08 июля ...
Июл
14
11 июля, 01 августа
Июл
06
Июл
06
Июл
12