Подобно проповеднику, постоянно сталкивающемуся с необходимостью искать новые риторические приёмы, чтобы сделать проповедь запоминающейся и убедительной, органисты пользовались всеми мыслимыми и немыслимыми возможностями в погоне за той же целью.
Начало и конец этой программы перекликаются благодаря патетическому французскому стилю — в лице Луи Маршана и BWV 552; это обрамление «стягивает» воедино всё то разнообразие идей и форм, которое ожидает нас на протяжении концерта.
Испанская органная школа занимала промежуточное положение между итальянской и французской. В целом её стилистика более близка к Италии (строгие полифонические формы, вариации, токкаты), а характер органной диспозиции — к Франции: обилие ярких и терпких звучаний, множество язычковых регистров, стремление к максимальной дифференциации тембров. На этом контрасте зиждется та впечатляющая сила испанской музыки, которая заставляет с почтением говорить о ней как о чём-то особенном, ни на что не похожем и требующем особой культуры исполнения.
Рейнкен являет нам пример подлинно риторической фуги, тема которой представляет собой последовательность наиболее запоминающихся и типичных фигур, в том числе многократное повторение одного звука. Такого плана темы, имеющие структуру «ядра и развёртывания» и обладающие значительной протяжённостью, достаточно далеко отходят от идеи раннебарочной «темы-импульса», предвосхищая баховский тематизм. В том же направлении — несмотря на существенную разницу северного и южного стиля — можно воспринимать и токкату Фробергера: основные фигуры, маркирующие тот или иной её раздел, отличаются той же самой «сверхтипичностью» и выверенностью, сообщающей ей внутреннюю энергию колоссальной силы.
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)
В программе:
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Франсуа Куперен (1668–1733)
Benedictus из Messe a l`usage ordinaire des paroisses («Приходской мессы»)
Иоганн Каспар Керль (1627–1693)
Пассакалия in d
Франсиско Корреа де Араухо (1584–1654)
Quinto tiento de medio registro de tiple de septimo tono (из сборника Facultad organica, 1626)
Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)
Токката II in d (Libro Secondo, 1649), FbWV 102
Иоганн Адам Рейнкен (1643–1722)
Фуга in g
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in f, P.43
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552
Продолжительность концерта: 1 час без антракта