Размышления Баха — концерт в преддверии 340-летия рожденного в марте гения. Виртуоз органа Мария Лобецкая представляет органное творчество Иоганна Себастьяна во всем его жанровом многообразии. Бах — это Вселенная. Великий магистр музыки, чьё мышление воистину космично, объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическую монодию и многое другое. Творивший во всех жанрах, обойдя вниманием лишь оперный театр, великий лейпцигский кантор, прежде всего, прославился своими органными сочинениями. Масштабный цикл Прелюдия и фуга си минор, открывающий концерт, сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге. Это произошло 17 октября 1727 года на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу воистину вселенских масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу». Прелюдия и фуга ля минор не зря названа «Великой» — цикл поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Фантазия и фуга соль минор создана Бахом для участия в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но и виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор, созданную под впечатлением кончины любимой жены Марии Барбары. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, ставшего композитором и знаменитым органистом. Финал концерта — один из ранних шедевров Баха — Пассакалия, в которой две отдельные темы сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Размышления Баха — прикосновение к вечности! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544 Vater unser im Himmelreich BWV 682 Прелюдия и фуга ми минор BWV 548 Трио-соната № 5 до мажор BWV 529: II. Largo Прелюдия и фуга ля минор BWV 543 Трио ре минор BWV 583 Фантазия и фуга соль минор BWV 542 Пассакалия и фуга до минор BWV 582 Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая, орган Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).