
«Пушкинский дом» Андрея Битова называют романом-музеем, классикой постмодернизма. Его многослойная, разнонаправленная структура нашла отражение в оригинальной форме спектакля: пять фрагментов поставлены разными режиссёрами. Каждый режиссёр работает в своей эстетике, в своём жанре, отражая одну из граней сложносочинённого романа. Все пятеро — выпускники мастерской Г.М. Козлова. Это взгляд современного человека, обращённый в прошлое; способ осознать свою принадлежность к великой русской литературе, разглядеть в ней своё место. Центрального героя, Льва Одоевцева, наследника славной фамилии и потомственного филолога, также играют пять разных актёров.
Так рождается полифонический, полижанровый спектакль, проводником по которому становится Экскурсовод (Ксения Морозова), — отдельно выведенный персонаж, выполняющий функцию «сноски». Ведь Лёва, хоть и центральный, но отнюдь не главный герой у Битова. А главный герой здесь — сам текст (язык, культура, судьба Отечества). И он тоже «оживает» в спектакле, обретая форму в лице Автора (Максим Фомин).Эти двое сквозных персонажей ведут расследование. В центре сюжета — детективная история о том, как был убит герой. Впрочем, было ли это убийство реальным или только метафорическим, сказать сложно. «Пушкинский дом» — это роман-матрёшка. В нём всё переплетено: и исторический контекст, и судьбы героев, и размышления автора, занимающие значительную часть повествования. Многосоставную конструкцию экспериментального спектакля объединяет взгляд художественного руководителя постановки. Григорий Козлов находит в этой истории свою собственную, свойственную ему одному оптику. Через весь спектакль он проводит мысль о том, как человек становится человеком, проходя путь от предательства и трусости до признания личной ответственности и совершения поступка. Так из посредственности Лёва становится художником; так из литературного окружения он выходит в жизнь...
Источник: vteatrekozlov.net



















