И.С. Бах, А. Вивальди, Г.Ф. Гендель
Лауреаты международных конкурсов
Лауреаты премии Всероссийского конкурса Молодые дарования России
Анна Черникова (орган) и Вероника Лапина (сопрано)
(Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» — это захватывающее путешествие в мир органной музыки с лучшими органистами Санкт-Петербурга и России! Приглашаем петербуржцев и гостей города на концерт Анны Черниковой (орган) и Вероники Лапиной (сопрано) «Прекрасный мир барокко», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 4октября в 19:30.
В программу концерта музыкантов — лауреатов премии Молодые дарования России — включены сочинения немецких и итальянских мастеров знаменитой эпохи барокко: И.С. Баха, А. Вивальди и Г.Ф. Генделя. Прозвучат произведения для органа соло и арии для ансамбля с голосом.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Программу откроет трёхчастный Концерт ре минор — переложенное И.С. Бахом для органа оркестровое сочинение Вивальди. В нём крайние «зажигательные» разделы контрастируют с лиричными средними. Изящное вступление заканчивается торжественным переходом к фуге, на теме которой выстраивается чёткая конструкция основного полифонического раздела Концерта. Средняя часть — лиричная Сицилиана, а завершается цикл стремительным Финалом.
Г.Ф. Гендель — один из великих композиторов эпохи барокко. Его дарование особенно ярко проявилось в операх и ораториях, написанных преимущественно на библейские и исторические сюжеты. Хоровое письмо Генделя имеет героически-возвышенный стиль, музыка лишена напыщенности и манерности. Прозвучат три арии из опер композитора.
Концерт продолжит «Дорийская» Токката и фуга Баха. Музыкальные лады были открыты ещё в Древней Греции. Каждый лад был наделён определённым характером, благодаря которому слушатель погружался в то или иное состояние. Концепция ладо-состояний нашла отражение и в музыкально-эстетической «теории аффектов», распространённой в Западной Европе вXVIII веке. Согласно ей, основным содержанием музыки является выражение и излияние человеческих чувств. В характере «Дорийской» Токкаты и фуги преобладает мужественное начало.
Шесть Трио-сонат были написаны Бахом для старшего сына Вильгельма Фридемана. Изначально они задумывались для исполнения на клавикорде или клавесине с педалью. Эта изящная музыка требует от органиста координации высокой степени. Будет исполнена Соната № 2 до минор в трёх частях.
Прелюдия и фуга ля минор — одно из самых эмоционально насыщенных произведений для органа у Баха. Прелюдия написана в Веймаре в 1709 году, а органная версия фуги — в зрелые, лейпцигские годы. Пьесы отличаются по манере письма, но гармонично составляют единый цикл. В завершение программы прозвучит ария Баха из оратории «Страсти по Матфею».
Программа концерта: