И.С. Бах, Э. Григ, Р. Штраус, Л. Вьерн, М. Регер,
М. Дюпре, М. Таривердиев, Ги Бове
Лауреат международных конкурсов – Вероника Лобарева (орган, Казань)
Программа концерта органистки из Казани Вероники Лобаревой полна ярких контрастов. В ней будет представлена музыка немецких, французских, норвежских, швейцарских и российских композиторов XVIII-XXI веков.
Симфоническая поэма Р. Штрауса «Так говорил Заратустра» написана в 1896 году под впечатлением от одноимённого романа Фр. Ницше. Это программное произведение, которое сопровождается словесными указаниями о её содержании. Поэма состоит из 9-ти частей, исполняемых без пауз. Её музыка является ярким примером позднего немецкого романтизма, близкого творчеству Р. Вагнера. Начальные такты первой части поэмы — «Восход солнца» — использовались во многих кинофильмах, а также в знаменитой передаче «Что? Где? Когда?».
Сюита «Пер Гюнт» — камерно-симфоническое музыкальное произведение, написанное Э. Григом к одноименной театральной пьесе Г. Ибсена. Изначально партитура состояла из пяти актов и содержала 26 музыкальных произведений. Но большая их часть была утрачена. 8 наиболее популярных частей входят в две оркестровые сюиты. Григ говорил: «Пер Гюнт» Ибсена «столько же национален, сколь гениален и глубок». Эти слова могут быть отнесены и к его музыке, основанной на норвежском фольклоре и тонко раскрывающей образы героев. Прозвучит популярная часть из сюиты — «Утро».
Знаменитый французский органист и композитор Л. Вьерн 37 лет проработал на посту органиста собора Нотр-Дам в Париже. «24 пьесы в фантастическом стиле» были написаны им в 1926-1927 годах. Будет исполнена живописная пьеса «Вечерняя звезда» из этого цикла.
В программе концерта — «Гамбургская пляска смерти» известного швейцарского органиста и композитора Ги Бове. Бове написал более 250 пьес, он автор около 2000 статей на тему органа и органной музыки.
М. Дюпре — выдающийся французский органист-импровизатор и композитор XX века. Он учился в Парижской консерватории у А. Гильмана и Ш.-М. Видора, а его учеником был О. Мессиан. Композиторское наследие Дюпре включает 65 опусов в различных жанрах. Большую часть из них составляют органные сочинения. В программу включены его виртуозные «Рождественские вариации», op.20.
Пассакалия и фуга до минор И.С. Баха — одно из его самых грандиозных органных творений. В вариациях на повторяющуюся (остинатную) тему разворачивается картина шествия с трагедийными эпизодами и торжественным апофеозом-прояснением в конце. Удивительно, что это сочинение молодого композитора, в котором его гений звучит уже в полную силу, о чём возвещает триумфальный финал завершающей фуги.
Органное творчество М. Регера — яркая и значительная часть в истории органного искусства. Композитор создавал произведения для нового типа инструмента — симфонического органа, обладающего более обширными звуковыми и динамическими возможностями. Он является автором множества органных опусов, написанных как в барочных, так и в романтических жанровых традициях. В программе концерта - Фантазия и фуга ре минор, ор.135b.
М. Таривердиев известен всем как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. В завершение концерта прозвучит хоральная прелюдия № 3 фа минор из цикла «Подражание старым мастерам». Её музыкальный язык насыщен узнаваемыми интонациями, он близок и понятен современному слушателю.
Программа концерта:
Рихард Штраус (1864-1949)
«Восход солнца» из симфонической поэмы «Так говорил Заратустра»
(переложение для органа В. Лобаревой)
Эдвард Григ (1843-1907)
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
(переложение для органа Х. Гаула)
Луи Вьерн (1870-1937)
«Вечерняя звезда» из «24 фантастических пьес», op.54, № 3
Ги Бове (род.1942)
«Гамбургская пляска смерти» (III часть из «Трёх гамбургских прелюдий»)
Марсель Дюпре (1886-1971)
Вариации на рождественскую тему, ор.20
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Пассакалия и фуга до минор, BWV 582
Макс Регер (1873-1916)
Фантазия и фуга ре минор, ор.135b
Микаэл Таривердиев (1931-1996)
Хоральная прелюдия № 3 фа минор из цикла «Подражание старым мастерам»