Петербург Гоголя — город мистический, город странных происшествий и ярких огней, туманящий рассудок и манящий своими соблазнами, город-морок, в котором личные истории растворяются в мельтешении и суете толпы, чтобы единожды открыться случайному взору — и исчезнуть навсегда. Как вольно в этом мареве ощущает себя нечистая сила всех возможных форм и обличий! Кто это только что пронесся в роскошной карете навстречу? Не черт ли, ищущий новой забавы на вечер?..
ЦЕХЪ театр завершает свою гоголевскую трилогию спектаклем «Портрет» — историей талантливого художника Чарткова, волею случая (случая ли?) приобретающего в лавке портрет старика-ростовщика. Портрет написан с необычайным мастерством - кажется, старик смотрит живым, пронзительным взглядом и видит Чарткова насквозь: видит, что тот беден и находится на грани отчаяния от существования в нищете, видит невероятный талант Чарткова и красоту его работ, видит даже его надежды и мечты... Или то уже не старик, а сам дьявол, увидевший достойную добычу, смотрит с картины и предлагает Чарткову помощь?
Уже традиционно для ЦЕХЪ театра в основу спектакля легла не только повесть «Портрет» — в канву повествования вплетена и переписка Н. В. Гоголя с живописцем А. А. Ивановым (ставшим прообразом противопоставленного Чарткову художника, упорным трудом развивавшего свой талант за границей), статья Н. В. Гоголя о К. Брюллове, фрагменты «Петербургских повестей» и других произведений Н. В. Гоголя. «Развернутое театральное сочинение на темы Гоголя», как мы когда-то охарактеризовали спектакль «НОС», предстанет перед вами и сейчас, и кто только ни притаился за его страницами, закутавшись в плащ и внимательно наблюдая за происходящим.
Источник: cehtheatre.com