Композиторы, произведения которых составляют основу сегодняшней программы концерта — выдающиеся деятели эпохи барокко и признанные мастера органного искусства Германии. С творчеством Керля, Пахельбеля и Бёма связан важный этап становления и формирования ключевых жанров немецкой органной музыки: прелюдии (свободно-импровизационного сочинения) и обработки хорала. Эти жанры Бах довел до вершины совершенства и поставил смысловую точку в их развитии. Прелюдия in g Букстехуде — одночастное произведение, в котором чередуются свободно-импровизационные разделы и фуги. Первые из них являются записанными и хорошо выверенными импровизациями, где композитор не ограничивал свою фантазию. Музыка этих разделов льётся свободно и как будто спонтанно, при этом она полна экспрессии и ораторского пафоса. Фуги, наоборот, основаны на строгой композиционной логике. Vater unser im Himmelreich («Отец наш Небесный») Бёма — небольшое по масштабу, но глубокое по содержанию произведение: постоянно повторяющийся ритм в педали, приглушённость звучания создают ощущение бесконечности времени и заставляют задуматься о вечных жизненных проблемах. Чакона in d Пахельбеля и пассакалия in d Керля схожи тем, что по форме представляют собой вариации на неизменно повторяющуюся тему. Отличительной особенностью музыки Баха является то, что в ней совмещается глубокая концептуальность и внешняя простота и красота. «Дорийская» токката и фуга — один из монументальных циклов, поражающий своим архаичным звучанием. Название «дорийская» связано с написанием произведения в тональности ре минор с высокой шестой ступенью, которая образует дорийский лад. В связи с этим Бах не указывает знаки при ключе, а все необходимые бемоли и диезы выставляет при нотах. Концерт ля минор BWV 593 является органной транскрипцией концерта для двух скрипок Антонио Вивальди. Бах высоко оценивал труды итальянского мастера и был почитателем его творчества, поэтому при создании транскрипции сочинения Вивальди он очень бережно относился к первоисточнику и сохранил «оркестровость» музыки. В концерте ля минор орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными скрипичными фактурами и сопоставлением двух групп инструментов разных по звучанию. Исполнитель: — Наталья Михайлова (орган). В программе: — Дитрих Букстехуде (1637–1707).Прелюдия in g, BuxWV 163; — Иоганн Каспар Керль (1627–1693). Пассакалия in d; — Георг Бём (1661–1733). Хоральная партита Wer nur den lieben Gott lässt walten; — Иоганн Пахельбель (1653–1706). Чакона in d, P. 41; — Георг Бём. Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich. Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): — Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1; — Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683; — Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2; — Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло); — Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди): 1. Tempo giusto; 2. Adagio; 3. Allegro.