Одной из «визитных карточек» эпохи барокко является клавесин. Его роль в музыкальной жизни этого времени настолько велика, что любой из существовавших в то время струнных и духовых инструментов трудно представить изолированным от клавесина: он выполнял аккомпанирующую функцию во всевозможных ансамблях в составе basso continuo. Значительный пласт другой барочной музыкальной литературы написан для клавесина-соло. В программу концерта вошли произведения композиторов, каждое из которых самобытно и уникально.
Джироламо Фрескобальди — основоположник итальянской клавесинной школы. При его жизни было опубликовано два монументальных сборника токкат, отличающихся виртуозным характером и глубокой концептуальностью. Так, одну из токкат предваряет фраза «Non senza fatiga si giunge al fine» — «Не без труда ты дойдешь до конца», что говорит о высоких требованиях к технике исполнителя.
Уильям Бёрд — английский композитор и клавесинист. Старинный танец павана отличается торжественным и медленным характером: под эту музыку происходили различные церемониальные шествия. Ей контрастирует гальярда — энергичный, легкий и стремительный народный танец.
Сочинение «Ballo del Granduca» нидерландского композитора Яна Питерсзона Свелинка является вариациями на тему «Бал великого герцога» из комедии Эмилио де Кавальери. А Жак Шампион де Шамбоньер представляет французскую клавесинную школу.
Творчество Баха — своеобразное обобщение опыта композиторов разных стран добаховской эпохи. Его семь токкат относятся к раннему творчеству. Токката ми минор ориентирована на северонемецкий стиль, предполагающий чередование свободных импровизационных разделов и самостоятельных фугированных эпизодов.
Исполнитель:
В программе:
Джироламо Фрескобальди (1583–1643)
Уильям Бёрд (1543(44)—1623)
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Жак Шампион де Шамбоньер (ок. 1602–1672)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)