«Пигмалион» — всемирно известная пьеса Бернарда Шоу, написанная в 1912 году. Остроумная, интеллигентная литературная классика ХХ века, впитавшая дух свободы своего века и вместе с тем — жёстких классовых различий, вопрос о которых стоял остро во времена, когда писательская карьера Шоу только набирала обороты. Название пьесы говорит само за себя. В основу сюжета лёг миф о Пигмалионе. Скульптор изваял прекрасную статую девушки, и всем сердцем полюбил своё творение. Тогда богиня Афродита сжалилась над горе-творцом, и вдохнула жизнь в скульптуру. В «Пигмалионе» продемонстрировано то, как работа человека над собой — от упражнений с речью и приобретения изящных манер до глубинных внутренних изменений и духовного обогащения — может кардинально повлиять на восприятие человека обществом, а главное — на восприятие человека самого себя. Интересно, что если «материалом» для пьесы, вобравшей в себя плоды размышлений драматурга над фундаментальными философскими вопросами, стал греческий миф, то «инструментом» в воплощении этих идей послужило не что иное как… фонетика. Долгие годы Шоу увлекался лингвистикой, в частности, звуковым строением языка. Именно поэтому, как полагают литературоведы, прототипом одного из главных героев пьесы Генри Хиггинса стал филолог Генри Суит. Согласно другим источникам это был друг Шоу, художник-академист Фредерик Лейтон. А образ Элизы Дулитл, наивной молодой цветочницы, над чьей речью и манерами так упорно работал профессор Хиггинс, был «срисован» с очаровательной актрисы и натурщицы Дороти Дин. С момента создания, пьеса «Пигмалион» полюбилась многим театрам. Впервые зритель увидел спектакль с одноимённым названием в венском Бургтеатре в 1913 году, и позже, в 1914 году, в лондонском Театре Её Величества, и, в том же году, в Санкт-Петербургском театре Сабурова. На этом интерес к пьесе в России не угас. В 1915 году пьесу ставили Михайловский и Александринский театр. С 1914 года пьесу играли в Москве в Московском драматическом театре Е. М. Суходольской. С 1925 года надолго «Пигмалион» вошёл в репертуар Малого театра. Пьесу ставил театр «Современник», Московский художественный театр имени А.П. Чехова, театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, Театр Комедии.