Цикл концертов «Органные истории старого города»
Органный концерт при свечах «Пять веков органа: от Баха до Циммера».
Пять веков органа: от Баха до Циммера. В программе Евгении Борисовой встретятся Бах и Муффат, Григ и Циммер, сияние барокко, шквал романтизма и не только.
Самый старший гость этого вечера — нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк, который прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем. Слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы.
Немецкий композитор эпохи барокко Георг Муффат был настоящим музыкальным космополитом. Его творчество — яркий пример соединения различных европейских традиций, что сделало его музыкальный язык уникальным и оказало значительное влияние на развитие европейской музыки в целом. Apparatus musico-organisticus — сборник, состоящий из 12 органных токкат, каждая из которых демонстрирует необозримые возможности органа и различные стили и техники.
Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах XXI столетия они пересекаются достаточно часто. Иоганн Себастьян высоко ценил творчество солнечного итальянца и создал целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов, став их соавтором.
Мог ли предположить Бах, что многие режиссеры с мировым именем будут использовать его музыку в своих кинофильмах? В них она отнюдь не является фоном для развития сюжета, а становятся неотъемлемой частью пространства. Она создает совершенно особую атмосферу, выстраивает драматургию сцен и передает внутреннюю жизнь героев. Так, хоральная прелюдия фа минор — один из хитов органного репертуара — достигла пика популярности после выхода культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». Тему космоса продолжит будоражащая воображение встреча с героями «Интерстеллара». Музыка является одним из главных действующих лиц любого фильма, а мелодии кино звучат в самых разнообразных и неожиданных версиях, в том числе, и органных.
Романтическую страницу программы представят Густав Адольф Меркель и Эдвард Григ. Густав Адольф Меркель — ученик Шумана и Райсигера, блистательный представитель романтической немецкой органной композиторской школы. В его творческом наследии — сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки.
Необычная по стилю сюита Жана Лангле посвящена Фрескобальди — великому органисту и композитору раннего барокко. Приближающийся к органной мессе многочастный цикл написан в духе Fiori musicali — самого известного сочинения Фрескобальди. В последней части использована одна из канцон великого итальянца. Лангле — выдающийся французский музыкант XX века, занимал пост приходского органиста знаменитого парижского собора Святой Клотильды, где до него служили такие величайшие фигуры, как Сезар Франк и Шарль Турнемир. Музыкант создал для органа более 254 опусов. Подобно своему близкому другу Оливье Мессиану, Лангле позиционировал создание сочинений для органа как свою религиозную миссию, как некий комментарий к Священному Писанию.
Вечер завершит музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Она уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр — две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес.
Пять веков органа: невероятное путешествие от Баха до Циммера!
Программа:
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.