Парижские воспоминания о Бахе

Парижские воспоминания о Бахе
14 июля 2024
ВОСКРЕСЕНЬЕ
16:00

...Воспоминания о том, кого ты не застал, кто умер задолго до твоего рождения, от кого не осталось прямых наследников, которые могли бы свидетельствовать о таинстве его мировосприятия, – только нотный текст, на основе которого возникает некий образ, полуреалистичный, трансцендентный и неуловимый. Примерно так можно охарактеризовать атмосферу этой по-своему уникальной программы, составленной исключительно из музыки Иоганна Себастьяна Баха – исключительно в редакциях и переложениях французских органистов XIX–XX веков.

Марсель Дюпре, Жан Гийю, Морис Дюрюфле, Александр Гильман – имена, отождествляемые с апофеозом постромантического французского органного стиля. Их обращение к музыке Баха весьма неординарно и знаменательно: с одной стороны, это свидетельство искреннего почтения и признания великой исторической фигуры, с другой – деятельный импульс к обращению «назад в историю» (который послужил толчком к таким явлениям, как немецкий Orgelbewegung, создание Швейцером монографии о Бахе и первые шаги к исторически ориентированному исполнительству). С третьей – это своего рода «предрассветная мгла», самый тёмный час ультраромантической ночи, которая вскоре сменится зарёй аутентичной идеи.

Музыку этих двух эпох разделяет принципиально разная эстетика: за два века между Бахом и Дюпре идеалы искусства сменились до неузнаваемости. Исторический контраст накладывается на контраст национальных школ: французской музыке была свойственна скорее любовь к красочности, чем к полифонии – отсюда и тяготение к «широким мазкам», оперно-симфоническим полотнам, «панорамам» в духе романтических симфонических поэм (независимо от конкретной формы). Французские романтики действительно видели и ценили в Бахе монументальность, но понимали её по-другому

Этот концерт – возможность увидеть не знакомого нам барочного Баха, но ту невидимую призму, сквозь которую её видели органисты другого времени, – со всеми её усилениями, благодаря которым рассматриваемый объект кажется чётче, больше или ярче, и искажениями, из-за которых наблюдаемое оказывается далеко от реального.

Исполнитель:

Алла Морозова (орган)

В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, BWV 552 (редакция Марселя Дюпре)

Сонатина из кантаты Gottes Zeit ist die allerbeste Zeit, BWV 106 (транскрипция для органа Александра Гильмана)

Трёхголосный ричеркар из цикла Das Musikalische Opfer / «Музыкальное приношение», BWV 1079 (транскрипция для органа Жана Гийю)

Хоральная прелюдия Aus tiefer Not schrei ich zu dir, BWV 686 из сборника Clavierubung III / «Клавирное упражнение», том 3 (редакция Марселя Дюпре)

Хоральная обработка Jesus Bleibet meine Freude, BWV 147 (транскрипция для органа Мориса Дюрюфле)

Синфония из кантаты Wir danken dir Gott, wir danken dir, BWV 29 (транскрипция для органа соло Марселя Дюпре)

Хоральная прелюдия Wir glauben all`an einen Gott, BWV 680 из сборника Clavierubung III / «Клавирное упражнение», том 3 (редакция Марселя Дюпре)

Токката и фуга ре минор, BWV 565 (редакция Марселя Дюпре)

Продолжительность концерта: 1 час без антракта


Стоимость 700 - 2500
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
11 июля, 26 июля ...
16 июля, 25 июля ...
07 июля, 21 июля
07 июля, 08 июля ...
13 июля, 14 июля
13 июля, 14 июля ...
13 июля, 03 августа
Июл
09
14 июля, 22 сентября
Июл
17
Июл
17
07 июля, 08 июля ...