Лекция «Отражение Рая. Сады в искусстве ислама» от историка-медиевиста, сотрудника Государственного Эрмитажа — Далилы Абу Хакемах. Сады с древности создавались как неотъемлемая часть резиденции правителя или частного дома. В тени и прохладе благоуханных садов, наполненных пением птиц и звучанием текущей воды, находили уединение и вдохновение. Или, напротив, предавались увеселениям и устраивали пиры. Сады в странах ислама обрели особый смысл, так как земное пространство стало восприниматься как свидетельство красоты сотворенного Всевышним мира, образ Рая, обещанного праведным. Идею блаженства в райском саду можно считать одной из главных тем в искусстве ислама, которая раскрывается в арабеске, растительном орнаменте, знаковом в искусстве всего мусульманского мира. При всем разнообразии садов в землях ислама от Испании до Индийского субконтинента чаще всего встречаются вариации чахар-бага, «четверного сада». Прямоугольный сад организован вокруг центрального фонтана или бассейна, из которого исходят четыре канала, разделяющих пространство на равные части. Главную роль в сложении этого знаменитого типа сыграла древнеперсидская традиция регулярных садов-парадизов, которые приобрели свой классический вид к VI веку до н. э. в правление царей из династии Ахеменидов.