Более 100 лет назад Александр Николаевич Бенуа в тексте «Живописный Петербург» призывал художников увидеть и вдохновенно изобразить красоту Северной столицы. Работы Лансере, Остроумовой-Лебедевой, Добужинского и самого Бенуа запечатлели уникальный характер набережных, проспектов и площадей начала XX века в городе на Неве, сформировав в российской культуре представление о том, что мы сегодня называем «петербургским стилем». Ленинградский же и постсоветский периоды дополнили тот визуальный ряд новыми произведениями, а сама здешняя застройка приобрела иные, еще не до конца исследованные черты. Проект «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» посвящен изучению эстетической специфики этого многоликого, но в то же время неизменного города.
Выставка является продолжением проектно-исследовательской лаборатории «Петербургский стиль в архитектуре и дизайне», организованной издательским домом «Балтикум» и Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга весной 2025 года. Один из результатов работы лаборатории – список архитектурных объектов Северной Венеции, оцененных в качестве образцовых экспертами из профильных сфер. «АРХИКАДР-III» продолжил это исследование, но уже при помощи искусства фотографии.
Первым этапом проекта «АРХИКАДР-III. Петербургский дом» стал открытый open call для фотографов и представителей других творческих профессий. Задача участников состояла в том, чтобы не только продемонстрировать свое владение искусством композиции и колористики снимка, но и самостоятельно поразмышлять о специфике и характере архитектуры города на Неве, предложив пять зданий в качестве образцов «петербургского стиля». На первом этапе было подано 30 заявок. В результате экспертный совет выбрал 10 финалистов, среди которых в дальнейшем были распределены 10 объектов для съемки, наиболее популярных среди предложений первого этапа.
В ходе второго этапа финалисты создали серии фотографий «петербургских домов», а также выполнили текстовое задание, поделившись размышлениями о «петербургском стиле» и о предмете своей съемки. Для экспозиции в галерее «Точка» было выбрано по две фотографии из каждой серии: эти снимки образуют диптихи, посвященные тому или иному архитектурному объекту.
«Исследовательский проект, который мы ведем совместно с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, посвящен не только самому городу на Неве, но и тому, как формируется наше о нем представление, из чего состоит образ “четвертого Рима” сегодня. Конкурс “АРХИКАДР-III. Петербургский дом” показал, что в основе актуального “чувства города” лежат даже не хрестоматийные ансамбли эпохи барокко и классицизма, а творения романтических по своему духу эклектики и раннего модерна. Традиционно самым популярным символом города остается Исаакиевский собор Огюста Монферрана. Притом участники настойчиво включали работы ленинградских зодчих в свои выборки, современный же Петербург однозначно воплотился для них в небоскребе на Лахте. С моей точки зрения, это интересный результат, который многое говорит именно о нашей эпохе, о том, как петербуржцы XXI столетия прочитывают собственную идентичность: не напрямую, а в основном опосредованно, через объекты, которые не составляют Петербург per se, но сами невероятно “хотят быть Петербургом”».
«Художественное высказывание на популярную для города на Неве тему сопряжено с высокой самокритикой участников — фотографов, рискнувших поучаствовать в этом эксперименте, — и более строгой оценкой полученных работ со стороны экспертов и общественности. Проект “АРХИКАДР-III” отражает широкий исследовательский фокус, личные размышления участников и поиск истинного отражения Петербурга в зеркале современности».
Выставка будет работать до 31 января 2026 года
Первым мероприятием проекта «АРХИКАДР» стал воркшоп «АРХИКАДР-I. Шедевры Красногвардейского». Семинар прошел в конце 2023 года под руководством менторов Ольги Алексеенко и Ксении Никольской и был приурочен к 50-летию одного из крупнейших районов Петербурга (подробнее см.: gallerytochka.ru/arch-i). В августе 2024-го темой фотоконкурса «АРХИКАДР-II. Казань postindustrial» стали памятники индустриального зодчества столицы Татарстана (подробнее см.: gallerytochka.ru/arch-ii).
Учрежденная в 2020 году галерея «Точка» является единственной в своем роде институцией, посвященной жанру архитектурной фотографии. Создатели «Точки» – Библиотека и арт-резиденция ШКАФ, где и расположена галерея, и издательский дом «Балтикум», который в течение 15 лет выпускал региональный архитектурный журнал «Проект Балтия». Руководитель ШКАФ – Анастасия Гусева. Куратор «Точки» – искусствовед и архитектурный критик Владимир Фролов, директор издательского дома «Балтикум».
Сайт: gallerytochka.ru
Координатор:
Анастасия Мартынова, искусствовед.
Тел.: +7-905-283-23-33















Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.