Задача охватить по возможности больший хронологический отрезок органной культуры сталкивает исполнителя с необходимостью быть в некотором смысле «полиглотом». Четыре века органной музыки существенно изменили её язык, и в то же время внимательный взор исследователя может установить ту неочевидную преемственность элементов, которая способна поразить наше воображение ничуть не меньше, чем филологические выкладки, заставляющие увидеть неожиданную взаимосвязь знакомых слов — благодаря общему праиндоевропейскому корню. «Трубный глас» в начале прелюдии Букстехуде — легко считываемый, очевидный и однозначный — представляет собой одну из типичных риторических фигур немецкого органного барокко. Характерное движение по звукам трезвучия символизировало торжество и славу; в контексте церковной музыки этот символ «усиливался», приобретая узнаваемые евангельские коннотации. С ним перекликается BWV 532 — одна из немногих баховских прелюдий и фуг, где соответствующий аффект воплощается столь же последовательно и «первозданно» — с точки зрения близости к букстехудовскому источнику: прелюдия открывается жизнеутверждающей восходящей гаммой, а виртуозная фуга построена на повторяющихся фигурах юбиляций. Как и Букстехуде, Бах активно использует педаль, поручая ей не только фундаментальный бас, но и захватывающие виртуозные соло: контраст весьма подвижных партий с массивной регистровкой создаёт впечатление неисчерпаемого избытка сил. Пауль Хиндемит — один из величайших мастеров XX века — при всей авангардности своего музыкального языка нередко применял его для новых экспериментов со старыми формами: будучи крупнейшим полифонистом новейшего времени, он освоил максимум технических возможностей для воплощения своих новаторских идей. Три органные сонаты, любая из которых может стать достойным «венцом» хронологически построенной немецкой органной программы, воспринимаются в наше время как своеобразный эталон органного модерна. Исполнитель: Анастасия Сидельникова (орган, г. Москва) В программе: Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на тему песни Onder een Linde Groen, SwWV 325 Хроматическая фантазия, SwWV 258 Антонио де Кабесон (1510–1566) Dic nobis, Maria Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия in D, BuxWV 139 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 636 Прелюдия и фуга ре мажор BVW 532 Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа № 6 ре минор, op. 65/6 Chorale and Variations: Andante sostenuto Allegro molto Fugue: Sostenuto e legato Andante Пауль Хиндемит (1895–1963) Соната для органа № 1 (1937) Mäßig schnell — Lebhaft Sehr langsam Phantasie, frei Ruhig bewegt