Эта программа, охватывающая четыре века европейской музыки, даёт возможность в едином потоке услышать разные грани духовного — от барочной религиозности до модерновых поисков Бога. Бах и Гендель, чьи имена ассоциируются с вершинами барокко, предстанут здесь как авторы вокально-оркестровых сочинений. «Страсти по Матфею» — одно из самых масштабных произведений Баха, которое по праву можно считать кульминацией всей барочной музыки. Ария Blute nur, du liebes Herz! — одна из тех страниц, где композитор достигает исключительной глубины выражения человеческих чувств — и одновременно глубины богословской мысли. Георг Муффат и Жан-Филипп Рамо — два композитора, каждый из которых по-своему воплотил французский стиль. Муффат, наравне с Фробергером, был одним из немногих композиторов своего поколения, который в совершенстве овладел искусством итальянской токкаты, осмыслил её традиции и заложил основы для новой немецкой школы. Рамо, наоборот, в большей степени ассоциируется с французской традицией, её приверженностью к жанру сюиты и характерным пьесам, в которых проявился его талант «музыкального живописца». В центре программы — органные сочинения эпохи романтизма и Нового времени. Эта часть концерта раскрывает перед слушателем разные грани органного стиля, возникшего после Баха и вдохновлëнного новыми идеями. Хорал ля минор — последнее сочинение Сезара Франка, созданное им незадолго до смерти. В нём соединились многие из характерных черт его стиля: циклическая форма, не имеющая аналогов в органной литературе (начало хорала повторяется в конце), линеарный принцип развития, восходящий к традициям барокко, и «симфоническая» трактовка органного tutti, связанная с новыми возможностями инструмента. Павана Равеля в переложении для органа — дань французской традиции характерных пьес, которая берёт своё начало у Рамо. Необычное для органного репертуара сочинение позволяет слушателю оценить колористические возможности инструмента: в отличие от фортепианной версии, звучащей предельно лаконично, органная версия открывает дополнительные грани красоты равелевской гармонии, переливаясь всеми красками регистров. «Литании» Жана Алена — одно из произведений, которые можно назвать визитной карточкой своего времени. Ален, рано ушедший из жизни, оставил сравнительно небольшое наследие, однако каждое из его сочинений — уникальный опыт музыкального высказывания, в котором предельно сжато выражена суть эпохи. «Литании» — своего рода «молитва отчаяния», проникнутая духом экзистенциальных поисков XX века. Исполнители: Мария Литке (сопрано) Дарья Мееркова (орган) В программе: Георг Муффат (1653–1704) Toccata prima из сборника Apparatus musico-organisticus Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Blute nur, du liebes Herz! Ария из оратории Matthaus Passion, BWV 244 Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue), BWV 572 Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Piangero la sorte mia... Ария Клеопатры из оперы Giulio Cesare in Egitto, HWV 17 Жан-Филипп Рамо (1683–1764) Ария Les Sauvages из оперы-балета Les Indes galantes Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 ля минор, FWV 40 Рейнальдо Ан (1874–1947) «Клорис» Морис Равель (1875–1937) «Павана памяти почившей инфанты» (транскрипция для органа Альфонса Сетена) Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Ария из «Бразильской бахианы» № 5 Жан Арист Ален (1911–1940) Litanies («Литании»), JA 119