
6 декабря, суббота, 19:30
Органный концерт
От Баха к современности
И.С. Бах, Ф. Мендельсон, Л. Вьерн,
М. Дюпре, А. Пярт, Д. Бедар
Заслуженный артист России профессор ДАНИЭЛЬ ЗАРЕЦКИЙ
и его ученики, лауреаты международных конкурсов:
(орган, Санкт-Петербург)
«Органные вечера в Старой Коломне» - это захватывающее путешествие в мир органной музыки с известными органистами Санкт-Петербурга и всей России! Приглашаем жителей и гостей города на концерт Даниэля Зарецкого и его учеников «От Баха к современности», который пройдет в Римско-католическом храме св. Станислава 6 декабря в 19:30.
В программе концерта профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его класса – сочинения выдающихся композиторов разных стран, от XVIII века до нашего времени. В исполнении лауреатов всероссийских и международных конкурсов прозвучат грандиозные произведения И.С. Баха, Ф. Мендельсона, Л. Вьерна, М. Дюпре, А. Пярта и Д. Бедара.
Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий – известный петербургский органист, концертирующий по всей стране и за рубежом. Его ученики – талантливые воспитанники кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и факультета искусств Санкт-Петербургского университета.
Римско-католический храм св. Станислава расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, по соседству с консерваторией и Мариинским театром. Традиция органных концертов в храме имеет многовековую историю. Первый орган появился здесь вскоре после открытия в 1825 году. Уютный храм имеет прекрасную акустику, которая позволяет исполнять на современном инструменте органную музыку всех стран и эпох.
Подробное описание:
Концерт откроет Прелюдия и фуга соль мажор Баха – одно из его самых виртуозных сочинений для органа. Цикл написан в Лейпциге между 1724-25 годами.
Над Сонатами для органа знаменитый романтик Ф. Мендельсон увлечённо работал с 1839 по 1845 годы. Композитор посвятил их своему другу - органисту Ф. Шлеммеру. Так появились первые романтические немецкие сонаты. В них представлена своеобразная «антология» барочных жанров и форм: прелюдия и фуга, хоральная партита, фуга на хорал, двойная фуга, различного рода фантазийные формы. Свидетельством тесной связи композитора с немецкой школой, в том числе с Бахом, можно считать его частое обращение к протестанскому хоралу. Первая часть Сонаты № 6 ре минор, которая будет исполнена на концерте, написана в форме хоральных вариаций. В их основе - хорал «Отче наш на небесах».
Перу Л. Вьерна принадлежат шесть Симфоний для органа, в которых проявляется его стиль: стремление к монотематизму, острые хроматические гармонии и обилие диссонансов, владение техникой контрапункта и колористической палитрой. Симфония № 1 принадлежит к довоенному периоду в творчестве композитора и посвящена А. Гильману. В ней слышен поиск самовыражения, отдаление от эстетики учителей – С. Франка, Ш.-М. Видора и А. Гильмана. Будут исполнены Прелюдия и Финал из неё. В программе концерта - Финал из Симфонии № 5 ля минор, которая была написана в 1924 году под впечатлением от гигантских американских органов. В ней проявляются новые выразительные средства, уход в атональную сферу, отказ от академических традиций и обращение к эстетическим формам XX века.
Блестящий виртуоз-импровизатор, композитор и органист М. Дюпре - автор многочисленных сочинений для органа в различных жанрах. Его Прелюдии и фуги, op.7 были опубликованы в 1920 году. Каждая из них посвящена памяти коллег-органистов. Прелюдия и фуга си мажор - брату Луи Вьерна Рене, органисту Нотр-Дам де Шам, убитому на войне. В Прелюдии имитируется колокольный перезвон, а фуга - яркий пример виртуозной органной музыки.
Д. Бедар - канадский церковный органист и композитор. Он изучал искусство игры на органе, фортепиано и клавесине. Одним из его педагогов был знаменитый нидерландский музыкант Г. Леонхардт. Бедар работал в нескольких церквях в Квебеке и Ванкувере. В своём творчестве он в основном обращается к органу, для которого пишет сольные, дуэтные и ансамблевые композиции. «Victimae paschali laudes» - средневековая пасхальная секвенция, одна из немногих, которые до сих пор используются в литургии. Её текст приписывается поэту и историку Випо Бургундскому. Древнейшие рукописи, содержащие секвенцию, относятся к XI веку. Автор текста описывает знаменитые евангельские события (включая прямую речь - диалог народа с Марией Магдалиной), воспевает Воскресение Христово, победу жизни над смертью. К тексту секвенции обращались многие композиторы эпохи Возрождения и барокко. В программе концерта - Прелюдия и Токката на тему «Victimae paschali laudes».
Эстонский композитор А. Пярт сочиняет для органа в оригинальном стиле tintinnabuli. Пярт сравнивает технику tintinnabuli «с белым огоньком, в котором содержатся всевозможные цвета, чтобы различить которые, нужна призма». Под призмой композитор подразумевает душу слушателя. Сочинение «Mein Weg hat Gipfel und Wellentaler» было написано в 1989 году. Название было взято из «Книги вопросов» («Le Livre des questions», 1963) - сборника стихов еврейского автора Э. Жабеса (1912-1991). Пярт использовал его стихотворение в качестве девиза. Оно описывает изменчивость жизни с её взлётами и падениями: «Мой путь состоит из долгих часов, / Из потрясений и боли. / На моем пути - вершины и морские утёсы, / песок и небо. / Мои или твои». Идея передана в музыке в виде трёх пластов, которые движутся, пересекаясь, вверх и вниз в технике пропорционального канона: самые высокие голоса восьмыми нотами, средние - четвертями, а самые низкие - половинками.
Цикл «24 пьесы в фантастическом стиле» был написан Вьерном в 1926-1927 годах. Будут исполнены три пьесы из него: «Вечерняя звезда», Токката и «Вестминстерские колокола» - одно из самых популярных сочинений Вьерна. Композитор виртуозно сумел передать в нём колокольный перезвон. Пьеса прозвучит в исполнении руководителя органного класса Даниэля Зарецкого.
Программа концерта:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Исп. Батыржан Танкеев
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Соната № 6 ре минор, op.65, 1 часть
Исп. Елена Шевченко
Луи Вьерн (1870-1937)
Прелюдия и Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор, op.14
Исп. Полина Курдюкова
Марсель Дюпре (1886-1971)
Прелюдия и фуга си мажор, ор.7
Дени Бедар (род.1950)
Прелюдия и Токката на тему «Victimae paschali laudes» («Пасхальной жертве»)
Исп. Мария Коронова
Арво Пярт (род.1935)
«Mein Weg hat Gipfel und Wellentaler» (1989)
Исп. Стефанида Ермолаева
Луи Вьерн (1870-1937)
Финал из Симфонии для органа № 5 ля минор, op.47
Исп. Майя Мокрецова
«Etoile du soir» («Вечерняя звезда») и Токката из цикла «24 пьесы-фантазии»
Исп. Елизавета Козлова
«Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы-фантазии»
Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий

















