В программе концерта профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его органного класса — сочинения немецких, французских и российских композиторов разных эпох. Токката ми мажор написана молодым И. С. Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника — знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце. Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. В программе концерта — Прелюдия ми минор. В. Любек — композитор и органист эпохи барокко, представитель северонемецкой органной школы. Он родился в семье органиста, работал в Штаде и Гамбурге, где играл на превосходных инструментах работы А. Шнитгера. К началу XVIII века Любек был одним из самых известных музыкантов Германии, однако, несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Они позволяют с уверенностью причислить Любека к важнейшим органным композиторам эпохи. Будет исполнена его Прелюдия до мажор. С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора — «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Р. Вагнера. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление (в отличие от хорала эпохи барокко, когда в основе лежит церковное песнопение). Это помогает ему раскрыть все регистровые возможности уникального типа инструмента — французского симфонического органа. В Хорале № 3 ля минор исследователи творчества Франка видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта. Прозвучат две части из Сонаты № 4 си-бемоль мажор знаменитого немецкого романтика Ф. Мендельсона-Бартольди. Цикл из шести сонат был написан в 1844-1845 годах и посвящен композитором своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Соната си-бемоль мажор — своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом красочном сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения великого Баха, сочетает их с ярко выраженными романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью. Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой, в том числе, относят Ш.-М. Видора. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программе концерта — Moderato cantabile из Cимфонии № 8. М. Таривердиев известен всем как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. Basso ostinato из Органного концерта № 2 — наиболее яркое и часто исполняемое органное сочинение композитора. Эта пьеса основана на повторяющемся басу. Т. Дюбуа — выдающийся французский органист, плодовитый композитор и педагог. Cреди его многочисленных произведений выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). В заключение концерта прозвучит Токката соль мажор Дюбуа в исполнении руководителя органного класса, Заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Токката ми мажор, BWV 566 Исп. Мария Коронова Сезар Франк (1822-1890) «Героическая пьеса», FWV 37 Исп. Андрей Долгов Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия ми минор, BuxWV 142 Исп. Полина Курдюкова Сезар Франк (1822-1890) Хорал № 3 ля минор, FWV 40 Исп. Стефанида Ермолаева Винсент Любек (1654-1740) Прелюдия до мажор Исп. Елизавета Иванова Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847) Allegretto и Allegro maestoso e vivace из Сонаты № 4 си-бемоль мажор, ор.65 Исп. Каллиника Медведева Шарль-Мари Видор (1844-1937) Moderato cantabile из Cимфонии для органа № 8 си мажор, ор.42/4 Исп. Иван Царёв Микаэл Таривердиев (1931-1996) Basso ostinato из Концерта для органа № 2 Исп. Майя Мокрецова Теодор Дюбуа (1837-1924) Токката из «12 пьес» для органа Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий Исполнители, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий и его ученики: Лауреаты международных конкурсов — Андрей Долгов Стефанида Ермолаева Елизавета Иванова Мария Коронова Полина Курдюкова Каллиника Медведева Майя Мокрецова Иван Царёв (орган, Санкт-Петербург)