От Баха до Таривердиева

От Баха до Таривердиева
18 января 2025
СУББОТА
19:30
В программе концерта профессора Санкт-Петербургской консерватории Даниэля Зарецкого и студентов его органного класса — сочинения немецких, французских и российских композиторов разных эпох. Токката ми мажор написана молодым И. С. Бахом около 1707 года в Арнштадте, под влиянием творчества старшего предшественника — знаменитого Д. Букстехуде. В цикле две фуги, с интерлюдией между ними и постлюдией в конце.
Д. Букстехуде был центральной фигурой в музыкальной жизни Любека второй половины XVII века. Его слава как органиста распространялась далеко за пределы города и всего северонемецкого региона. Есть предположение, что в 1705 году Бах пешком преодолел путь из Арнштадта в Любек, чтобы послушать импровизации Букстехуде на органе. В его наследии ведущую роль занимают свободные композиции — прелюдии (токкаты, преамбулы), по музыкальному строению и языку схожие с сочинениями южноевропейских мастеров, прежде всего Дж. Фрескобальди и И. Я. Фробергера. В программе концерта — Прелюдия ми минор.
В. Любек — композитор и органист эпохи барокко, представитель северонемецкой органной школы. Он родился в семье органиста, работал в Штаде и Гамбурге, где играл на превосходных инструментах работы А. Шнитгера. К началу XVIII века Любек был одним из самых известных музыкантов Германии, однако, несмотря на долгую жизнь и высокую репутацию, сохранилось очень мало его сочинений. Они позволяют с уверенностью причислить Любека к важнейшим органным композиторам эпохи. Будет исполнена его Прелюдия до мажор.
С. Франк — выдающийся французский органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора — «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Р. Вагнера.
После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни Франк создаёт «Три хорала» для органа, которые справедливо называют «духовным завещанием» композитора. Он трактует этот жанр как философско-религиозное размышление (в отличие от хорала эпохи барокко, когда в основе лежит церковное песнопение). Это помогает ему раскрыть все регистровые возможности уникального типа инструмента — французского симфонического органа. В Хорале № 3 ля минор исследователи творчества Франка видят символы образа Святого Духа. Это выражается в подвижной фактуре крайних разделов пьесы, создающей ощущение стремительного полёта.
Прозвучат две части из Сонаты № 4 си-бемоль мажор знаменитого немецкого романтика Ф. Мендельсона-Бартольди. Цикл из шести сонат был написан в 1844-1845 годах и посвящен композитором своему другу — органисту Ф. Шлеммеру. Соната си-бемоль мажор — своеобразная романтическая сюита, состоящая из прелюдии, песни-хорала, баркаролы и фуги. В этом красочном сочинении композитор, опираясь на полифонические достижения великого Баха, сочетает их с ярко выраженными романтическими веяниями: глубоким чувством и эмоциональностью.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, к которой, в том числе, относят Ш.-М. Видора. На сочинение симфоний для «короля инструментов» композитора вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. В программе концерта — Moderato cantabile из Cимфонии № 8.
М. Таривердиев известен всем как автор песен и музыки к кинофильмам, однако в своём творчестве он обращался и к органу. Basso ostinato из Органного концерта № 2 — наиболее яркое и часто исполняемое органное сочинение композитора. Эта пьеса основана на повторяющемся басу.
Т. Дюбуа — выдающийся французский органист, плодовитый композитор и педагог. Cреди его многочисленных произведений выделяются симфоническая поэма «Aдонис», оркестровые сюиты и, в особенности, оратория «Потерянный рай» (премия г. Парижа, 1878 г.). В заключение концерта прозвучит Токката соль мажор Дюбуа в исполнении руководителя органного класса, Заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Токката ми мажор, BWV 566
Исп. Мария Коронова
Сезар Франк (1822-1890)
«Героическая пьеса», FWV 37
Исп. Андрей Долгов
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Прелюдия ми минор, BuxWV 142
Исп. Полина Курдюкова
Сезар Франк (1822-1890)
Хорал № 3 ля минор, FWV 40
Исп. Стефанида Ермолаева
Винсент Любек (1654-1740)
Прелюдия до мажор
Исп. Елизавета Иванова
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Allegretto и Allegro maestoso e vivace из Сонаты № 4 си-бемоль мажор, ор.65
Исп. Каллиника Медведева
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Moderato cantabile из Cимфонии для органа № 8 си мажор, ор.42/4
Исп. Иван Царёв
Микаэл Таривердиев (1931-1996)
Basso ostinato из Концерта для органа № 2
Исп. Майя Мокрецова
Теодор Дюбуа (1837-1924)
Токката из «12 пьес» для органа
Исп. Заслуженный артист России Даниэль Зарецкий
Исполнители, заслуженный артист России Даниэль Зарецкий и его ученики:
Лауреаты международных конкурсов — Андрей Долгов
Стефанида Ермолаева
Елизавета Иванова
Мария Коронова
Полина Курдюкова
Каллиника Медведева
Майя Мокрецова
Иван Царёв (орган, Санкт-Петербург)

Стоимость 800
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
09 января, 17 января ...
Янв
12
07 января, 08 января
Янв
12
18 января, 31 января
Янв
12
08 января, 22 января ...
13 января, 24 февраля ...
19 января, 23 февраля
11 января, 18 января ...
11 января, 07 февраля
11 января, 02 февраля
Янв
12