Орлеанская дева

Орлеанская дева
Опера Петра Чайковского. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках.
«Орлеанская дева» всегда стояла в тени прочих опер Чайковского, и встреча с ней вызывала растерянность даже у поклонников композитора. Так, авторитетный советский музыковед Борис Асафьев считал произведение «мастерским, но неровным», порицая за «ложный стиль» и «странный напыщенный подъем». Недооценка «Орлеанской девы» во многом объясняется её хронологическим соседством (и неизбежным сравнением) с самой популярной оперой Чайковского, «Евгением Онегиным». После лирических «камерных сцен» композитор неожиданно обращается к жанру гранд-опера с её характерными атрибутами: сюжетом из рыцарских времен, масштабной четырёхактной структурой, балетным дивертисментом, громом победы и вихрями огненными.
Чайковский рассчитывал на признание публики, кассовый успех и стабильное место своей «большой оперы» в репертуаре, однако в полной мере этого не случилось ни при жизни автора, ни в ХХ веке. Исключение составил спектакль Кировского театра 1945 года — его успех во многом был заслугой Софьи Преображенской, которая выступила в титульной партии.
После долгого перерыва Мариинский театр исполнил «Орлеанскую деву» в концерте и принял решение вернуть её на сцену, ведь немногие общие места партитуры — не изъян, а дань условностям жанра «большой оперы». При таком понимании становятся очевидны достоинства «Орлеанской девы»: первоклассная музыка, крепкая драматургия, редкий по мощи патетический заряд. Среди классических русских опер она высится, как громада готического собора — такого, как Реймсский, изображенный в её кульминационной сцене.
Опера возвращается в репертуар театра, в котором сто сорок лет назад была поставлена впервые. Тогда, в 1881 году, Чайковский гневался, что для премьеры не сделали нового оформления, взяв его из других спектаклей, и новинка не произвела должного эффекта. Сегодня композитор был бы удовлетворён: режиссёр Алексей Степанюк в соавторстве с художником Вячеславом Окуневым создали настоящий grand spectacle. При этом постановщик не довольствуется одной лишь театральной готикой.
Действие происходит во время Столетней войны.
Действие первое:
Деревушка Домреми. Девушки украшают гирляндами заветный дуб. Появляются Иоанна, её отец Тибо и Раймонд, претендент на руку Иоанны. Тибо торопится со свадьбой: в столь опасную годину Иоанне нужен муж-защитник. Отказ девушки, убежденной, что её ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. Он подозревает, что дочь связалась с нечистой силой, и осыпает её упреками. На горизонте показывается зарево пожара, слышен набат. Сбегаются крестьяне, разорённые англичанами. Старик Бертран рассказывает, в каком отчаянном положении страна: Орлеан осаждён войсками под предводительством непобедимого Салисбюри. Неожиданно для всех Иоанна заявляет, что бедствиям скоро придёт конец, и предсказывает торжество Франции. Народ удивлён: «В наши дни, увы, чудес Господь не совершает!» «Есть чудеса… — восклицает Иоанна. — И чудо уж свершилось, повержен в прах вождь страшный, Салисбюри!» Никто не верит. Но появившийся воин из Орлеана подтверждает: Салисбюри убит. Все, уверовав в Иоанну, возносят молитву Господу. Оставшись одна, девушка убеждает себя, что настал час действовать. Её охватывает тоска разлуки с родной деревней, она колеблется. Вдруг слышится хор ангелов. Он воодушевляет Иоанну на борьбу.
Действие второе:
В замке Шинон король Карл VII и его возлюбленная Агнеса Сорель предаются развлечениям. Менестрели, карлики, цыгане, скоморохи сменяют друг друга с песнями, плясками, забавами. Монарх велит угостить артистов и дать каждому по золотой цепи. Рыцарь Дюнуа замечает, что цепи нельзя ковать словами, что казна пуста и войска готовы дезертировать. Агнеса решает пожертвовать свои драгоценности для уплаты жалованья и немедленно уходит за ларцом. Король признаётся Дюнуа, что можно перенести любые несчастья, будучи любимым такой женщиной. «Не до любви теперь», — возражает Дюнуа и уговаривает короля возглавить полки. Король вспоминает, что он рыцарь, и решается идти в бой.
Вбегает раненый рыцарь Лоре с вестью о проигранном сражении и умирает у ног суверена. Отчаявшийся Карл решает бежать. Дюнуа отрекается от него и уходит на смерть. Вернувшаяся Агнеса поражена известием, но старается утешить любимого.
За сценой слышны фанфары: свершилось чудо, англичане разбиты и обращены в бегство. Появившийся Архиепископ подтверждает известие: в критическую минуту явилась дева и вырвала победу из рук врага. Слышны крики народа, звон колоколов. Появляется Иоанна в сопровождении рыцарей. Король перед её прибытием велит Дюнуа встать на королевское место, а сам скрывается в толпе придворных. Но Иоанна направляется сразу к королю. В ответ на его удивление она признаётся, что видела его там, где он «никем незрим был, кроме Бога», и называет три молитвы, которые он возносил. Все поражены. «Кто ты?» — спрашивают её. Она рассказывает свою историю. Король вверяет Иоанне войско, все в восторге приветствуют её.
Действие третье:
Картина первая. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники — бургундцы — разбиты. Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля. Занеся над ним меч, она видит при свете луны его лицо. Поражённая красотой юноши, Иоанна не в состоянии нанести удар. Лионель, покорённый душевным благородством девушки, призывает её идти за ним, оставить свой погибельный меч. Иоанна в смятении. Появляется Дюнуа. Лионель бросается к нему и говорит, что переходит на сторону французов. Дюнуа принимает раскаявшегося противника и сообщает, что битва выиграна, Карлу VII отворил ворота город Реймс, где в соборе пройдёт коронация. Иоанна в изнеможении падает на руки Дюнуа, она ранена.
Картина вторая. Площадь перед Реймсским собором. Торжественное шествие направляется в храм, где будет коронован Карл VII. Народ славит деву и короля. В толпе видны Тибо и Раймонд. Убеждённый в том, что его дочь связалась с дьяволом, Тибо намерен возвратить её к Богу и «с ничтожной славы сбросить». Раймонд умоляет его не губить девушку. Процессия с королём во главе выходит из собора. Король объявляет Иоанну спасительницей и просит её явить свой светлый и бессмертный лик. Внезапно перед ней вырастает Тибо и обвиняет дочь в том, что она вступила в союз с адскими силами. Иоанна молчит, не считая себя вправе защищаться: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. Дюнуа берется оружием доказать её невиновность. В это время раздаётся сильный удар грома. Все отступают от Иоанны. Вновь с требованием ответа обращается к Иоанне отец. Раздаётся новый, ещё более сильный удар грома. С тем же вопросом, невинна ли она, обращается к Иоанне Архиепископ. Ответа нет. Снова удар грома, сильнее прежнего. Все в страхе оставляют Иоанну. Лионель предлагает ей свою защиту, но Иоанна с ненавистью говорит ему, что он ей злейший враг, и убегает. Лионель следует за ней.
Действие четвёртое:
Картина третья. Лесная местность. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства: её душу сжигает пламень страсти. Она мучительно тоскует по Лионелю и радостным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Иоанна слышит голоса ангелов: она нарушила завет небес — допустила в своё сердце земную любовь — и поэтому довершить святого дела не может. Пусть она подчинится собственной злосчастной судьбе безропотно — искупление будет ей наградой. Внезапно появившиеся англичане берут Иоанну в плен, а Лионеля, пытавшегося её защитить, убивают.
Картина четвёртая. Площадь в Руане. Похоронное шествие: Иоанну ведут на казнь. Она просит крест. Преодолев страх, дева восходит на костёр. «Открылось небо, кончено страданье!» — её последние слова.
Спектакль идёт с одним антрактом.

Стоимость 1200 - 3600
изменить информацию сообщить о проблеме

С этим мероприятием что-то не так?

  • Неправильная дата или время
  • Неправильный адрес
  • Неправильно указан тип мероприятия
  • Плохое описание
  • Мероприятие отменено или отложено
  • Неприемлемый/неприличный контент
  • Нарушение авторских прав
  • Это спам
  • Не получается купить билет

Мариинский театр

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Янв
04
26 декабря, 28 декабря ...
Янв
09
28 декабря, 29 декабря ...
27 декабря, 03 января ...
28 декабря, 29 декабря
Дек
30
30 декабря, 31 декабря
04 января, 19 февраля
01 января, 08 января
05 января, 06 января ...
Дек
28
Янв
02