Опера Петра Чайковского. Сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. «Орлеанская дева» всегда стояла в тени прочих опер Чайковского, и встреча с ней вызывала растерянность даже у поклонников композитора. Так, авторитетный советский музыковед Борис Асафьев считал произведение «мастерским, но неровным», порицая за «ложный стиль» и «странный напыщенный подъем». Недооценка «Орлеанской девы» во многом объясняется её хронологическим соседством (и неизбежным сравнением) с самой популярной оперой Чайковского, «Евгением Онегиным». После лирических «камерных сцен» композитор неожиданно обращается к жанру гранд-опера с её характерными атрибутами: сюжетом из рыцарских времен, масштабной четырёхактной структурой, балетным дивертисментом, громом победы и вихрями огненными. Чайковский рассчитывал на признание публики, кассовый успех и стабильное место своей «большой оперы» в репертуаре, однако в полной мере этого не случилось ни при жизни автора, ни в ХХ веке. Исключение составил спектакль Кировского театра 1945 года — его успех во многом был заслугой Софьи Преображенской, которая выступила в титульной партии. После долгого перерыва Мариинский театр исполнил «Орлеанскую деву» в концерте и принял решение вернуть её на сцену, ведь немногие общие места партитуры — не изъян, а дань условностям жанра «большой оперы». При таком понимании становятся очевидны достоинства «Орлеанской девы»: первоклассная музыка, крепкая драматургия, редкий по мощи патетический заряд. Среди классических русских опер она высится, как громада готического собора — такого, как Реймсский, изображенный в её кульминационной сцене. Опера возвращается в репертуар театра, в котором сто сорок лет назад была поставлена впервые. Тогда, в 1881 году, Чайковский гневался, что для премьеры не сделали нового оформления, взяв его из других спектаклей, и новинка не произвела должного эффекта. Сегодня композитор был бы удовлетворён: режиссёр Алексей Степанюк в соавторстве с художником Вячеславом Окуневым создали настоящий grand spectacle. При этом постановщик не довольствуется одной лишь театральной готикой. Действие происходит во время Столетней войны. Действие первое: Деревушка Домреми. Девушки украшают гирляндами заветный дуб. Появляются Иоанна, её отец Тибо и Раймонд, претендент на руку Иоанны. Тибо торопится со свадьбой: в столь опасную годину Иоанне нужен муж-защитник. Отказ девушки, убежденной, что её ожидает иное призвание, вызывает гнев отца. Он подозревает, что дочь связалась с нечистой силой, и осыпает её упреками. На горизонте показывается зарево пожара, слышен набат. Сбегаются крестьяне, разорённые англичанами. Старик Бертран рассказывает, в каком отчаянном положении страна: Орлеан осаждён войсками под предводительством непобедимого Салисбюри. Неожиданно для всех Иоанна заявляет, что бедствиям скоро придёт конец, и предсказывает торжество Франции. Народ удивлён: «В наши дни, увы, чудес Господь не совершает!» «Есть чудеса… — восклицает Иоанна. — И чудо уж свершилось, повержен в прах вождь страшный, Салисбюри!» Никто не верит. Но появившийся воин из Орлеана подтверждает: Салисбюри убит. Все, уверовав в Иоанну, возносят молитву Господу. Оставшись одна, девушка убеждает себя, что настал час действовать. Её охватывает тоска разлуки с родной деревней, она колеблется. Вдруг слышится хор ангелов. Он воодушевляет Иоанну на борьбу. Действие второе: В замке Шинон король Карл VII и его возлюбленная Агнеса Сорель предаются развлечениям. Менестрели, карлики, цыгане, скоморохи сменяют друг друга с песнями, плясками, забавами. Монарх велит угостить артистов и дать каждому по золотой цепи. Рыцарь Дюнуа замечает, что цепи нельзя ковать словами, что казна пуста и войска готовы дезертировать. Агнеса решает пожертвовать свои драгоценности для уплаты жалованья и немедленно уходит за ларцом. Король признаётся Дюнуа, что можно перенести любые несчастья, будучи любимым такой женщиной. «Не до любви теперь», — возражает Дюнуа и уговаривает короля возглавить полки. Король вспоминает, что он рыцарь, и решается идти в бой. Вбегает раненый рыцарь Лоре с вестью о проигранном сражении и умирает у ног суверена. Отчаявшийся Карл решает бежать. Дюнуа отрекается от него и уходит на смерть. Вернувшаяся Агнеса поражена известием, но старается утешить любимого. За сценой слышны фанфары: свершилось чудо, англичане разбиты и обращены в бегство. Появившийся Архиепископ подтверждает известие: в критическую минуту явилась дева и вырвала победу из рук врага. Слышны крики народа, звон колоколов. Появляется Иоанна в сопровождении рыцарей. Король перед её прибытием велит Дюнуа встать на королевское место, а сам скрывается в толпе придворных. Но Иоанна направляется сразу к королю. В ответ на его удивление она признаётся, что видела его там, где он «никем незрим был, кроме Бога», и называет три молитвы, которые он возносил. Все поражены. «Кто ты?» — спрашивают её. Она рассказывает свою историю. Король вверяет Иоанне войско, все в восторге приветствуют её. Действие третье: Картина первая. Местность близ поля битвы. Англичане и их союзники — бургундцы — разбиты. Иоанна обезоруживает бургундского рыцаря Лионеля. Занеся над ним меч, она видит при свете луны его лицо. Поражённая красотой юноши, Иоанна не в состоянии нанести удар. Лионель, покорённый душевным благородством девушки, призывает её идти за ним, оставить свой погибельный меч. Иоанна в смятении. Появляется Дюнуа. Лионель бросается к нему и говорит, что переходит на сторону французов. Дюнуа принимает раскаявшегося противника и сообщает, что битва выиграна, Карлу VII отворил ворота город Реймс, где в соборе пройдёт коронация. Иоанна в изнеможении падает на руки Дюнуа, она ранена. Картина вторая. Площадь перед Реймсским собором. Торжественное шествие направляется в храм, где будет коронован Карл VII. Народ славит деву и короля. В толпе видны Тибо и Раймонд. Убеждённый в том, что его дочь связалась с дьяволом, Тибо намерен возвратить её к Богу и «с ничтожной славы сбросить». Раймонд умоляет его не губить девушку. Процессия с королём во главе выходит из собора. Король объявляет Иоанну спасительницей и просит её явить свой светлый и бессмертный лик. Внезапно перед ней вырастает Тибо и обвиняет дочь в том, что она вступила в союз с адскими силами. Иоанна молчит, не считая себя вправе защищаться: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. Дюнуа берется оружием доказать её невиновность. В это время раздаётся сильный удар грома. Все отступают от Иоанны. Вновь с требованием ответа обращается к Иоанне отец. Раздаётся новый, ещё более сильный удар грома. С тем же вопросом, невинна ли она, обращается к Иоанне Архиепископ. Ответа нет. Снова удар грома, сильнее прежнего. Все в страхе оставляют Иоанну. Лионель предлагает ей свою защиту, но Иоанна с ненавистью говорит ему, что он ей злейший враг, и убегает. Лионель следует за ней. Действие четвёртое: Картина третья. Лесная местность. Скрывшаяся от людей Иоанна не может побороть своего чувства: её душу сжигает пламень страсти. Она мучительно тоскует по Лионелю и радостным восклицанием встречает его неожиданное появление. Мгновение полного счастья. Иоанна слышит голоса ангелов: она нарушила завет небес — допустила в своё сердце земную любовь — и поэтому довершить святого дела не может. Пусть она подчинится собственной злосчастной судьбе безропотно — искупление будет ей наградой. Внезапно появившиеся англичане берут Иоанну в плен, а Лионеля, пытавшегося её защитить, убивают. Картина четвёртая. Площадь в Руане. Похоронное шествие: Иоанну ведут на казнь. Она просит крест. Преодолев страх, дева восходит на костёр. «Открылось небо, кончено страданье!» — её последние слова. Спектакль идёт с одним антрактом.