Эта программа — своеобразное путешествие по истории французской органной музыки, начиная от её расцвета в эпоху барокко и заканчивая постромантическими образами рубежа XIX–XX веков. «Французская органная вселенная» — явление, обладающее совершенно иным обликом по сравнению с немецкой органной школой; начиная от принципов органостроения и заканчивая излюбленными жанрами и формами, она следовала собственным путём, сохраняя национальную самобытность. Регистровое богатство французских органов, где особое место занимали яркие сольные язычковые регистры, определило характерное звучание французской органной музыки, с которым ассоциируется, в том числе, и «версальский стиль» — пышный и торжественный. Именно он раскрывается в сюите первого тона Луи Николя Клерамбо — произведении, которым зачастую открывается для современного слушателя этот пласт музыкальной культуры. Ноэль — жанр, пришедший из народной музыки, стал благодатной почвой для развития профессионального искусства. В XVII–XVIII веках французские органисты создали множество обработок ноэлей, которые ныне воспринимаются как неотъемлемая часть рождественской музыкальной традиции. В сегодняшнем концерте прозвучат два ноэля из Первой сюиты Мишеля Корретта — Noël Provençal и Joseph est bien marié. Вершиной французской органной музыки XIX века по праву считаются сочинения Сезара Франка; его прелюдия, фуга и вариация — одно из самых узнаваемых произведений в этом жанре. Франк, будучи органистом собора Св. Клотильды в Париже, имел в своём распоряжении орган Кавайе-Колля, обладающий подлинно романтической диспозицией; по воспоминаниям современников, Франк горячо любил этот инструмент, посвящая ему вдохновенные импровизации и лучшие страницы творчества. Центральной фигурой в этой плеяде имён предстаёт Ян Зварт — нидерландский композитор, органист и карильонист. Его творчество, развивавшееся на стыке романтических и постромантических тенденций, впитало в себя многие черты французской музыки. В концерте прозвучит его токката на Псалом 146 Исполнитель: Галина Ельшаева (орган) В программе: Луи Николя Клерамбо (1676–1749) Из Suite du Premier Ton / Сюиты первого тона (из сборника Livre d’orgue, 1710): Grand plein jeu Fugue Basse et dessus de trompette Récits de cromorne et de cornet séparé en dialogue Dialogue sur les grands jeux Луи Куперен (ок. 1626–1661) Чакона in g (транскрипция для органа Дж. Бонне) Мишель Корретт (1707–1795) Два Ноэля из Первой сюиты (из сборника Premier Livre de Noëls) Noël Provençal Joseph est bien marié Теодор Дюбуа (1837–1924) Cantilene religieuse (из сборника «7 пьес для органа») Жак Николя Лемменс (1823–1881) Fanfare («Фанфары») Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация, op. 18 Габриэль Пьерне (1863–1937) Прелюдия соль минор, op. 29 № 1 Клеман Лоре (1833–1909) Cantilene и Chacone из сборника «12 пьес для органа» Ян Зварт (1877–1937) Токката на Псалом 146 («Хвалите Господа...»)