Органные шедевры при свечах: от Баха до Вагнера. Известная своими яркими программами Светлана Фурник предлагает совершить путешествие из бескрайнего космоса Баха в мир вагнеровских страстей. Бах — творец безграничной гармонии и совершенства, чья музыка кажется рождённой в глубинах Вселенной. Концерт откроет Фантазия и фуга до минор, столь впечатлившая выдающегося британского композитора сэра Эдварда Элгара, что он создал её оркестровую версию. К Фантазии до минор, созданной в Веймарский период, позже была добавлена фуга. Существует версия, что её написал один из сыновей Баха. Баховская тема продолжится знаменитым хоралом из кантаты № 147 в переложении выдающегося органиста и композитора Марселя Дюпре. Интерес к творчеству Баха достиг апогея среди французских композиторов-органистов XIX–XX веков, которые выразили его самыми разнообразными, порой неожиданными способами. И, конечно в этот вечер прозвучит легендарная Токката и фуга ре минор. Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойдённым возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для короля инструментов. Из многочисленных органных импровизаций Мендельсона и отдельных пьес родился цикл из Шести сонат — центр органного творчества композитора, наполненный стилевой эклектичностью. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры, но более всего он известен, как органный композитор. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. Продолжив традиции Мендельсона, он создал: 20 органных сонат, а также два концерта для органа с оркестром. Опера «Тристан и Изольда» — новаторское сочинение Рихарда Вагнера. По словам французского писателя и музыковеда Ромена Роллана, — «Тристан, словно высокая гора, возвышается над прочими поэмами любви так же, как сам Вагнер — над всеми художниками своего века». Премьеры Вагнер ждал около 6 лет, потому что театры отказывались её ставить, считая неисполнимой. Отчаявшись увидеть оперу на сцене, он стал знакомить публику с её фрагментами. В марте 1863 года в России, в зале Дворянского собрания в Санкт-Петербурге, прозвучало «Вступление и Смерть Изольды». Сегодня же вы услышите органную версию. Органные шедевры при свечах: от Баха до Вагнера — шёпот вечности в каждом звуке. Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нём одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чём вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведён по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Фантазия и фуга до минор, BWV 537; Иоганн Себастьян Бах — Хорал из кантаты Jesus bleibet meine Freude, BWV 147 в переложении для органа Марселя Дюпре; Иоганн Себастьян Бах — Токката и фуга ре минор, BWV 565; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) — Соната № 2 до минор ор. 65/2; Рихард Вагнер (1813–1883) — Вступление и Смерть Изольды из оперы «Тристан и Изольда»; Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) — Пассакалия из сонаты № 8 ор. 132. Исполнитель: Светлана Фурник (орган) — лауреат международных конкурсов. Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).