Органный концерт «Солнечное барокко Италии: орган и мандолина»

Органный концерт «Солнечное барокко Италии: орган и мандолина»
Собор Успения Пресвятой Девы Марии

Солнечное барокко Италии — замечательные петербургские музыканты приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом, наполниться ласковым итальянским солнцем и яркими незабываемыми эмоциями.

Мандолина появилась в Италии в XVI веке, а первыми опусами, созданными для нее, стали обработки популярных танцев и песен. В следующем столетии голос мандолины все чаще стал звучать в оркестре, вписавшись в партитуры кантат, опер и ораторий.

Век XVIII — расцвет искусства игры на мандолине. Снискавшая необычайную популярность в соседних с Италией странах, она стала излюбленным инструментом в камерном музицировании. Особый успех мандолина приобрела в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились и итальянские мандолинисты-виртуозы.

Пьетро Дени, обучавшийся Неаполе, обосновался в Париже. Известен также как блестящий педагог и автор методики обучения игре на мандолине без учителя.

О композиторе XVIII века Аддиего Гуэрре, представленного Сонатой соль мажор для мандолины и basso continuo, ничего не известно. Рукопись этой чудесной пьесы хранится в библиотеке консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.

Невероятный каскад ритмов и гармоний подхватит и закружит публику в сочинениях короля стиля Антонио Вивальди — неугомонного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой Италии, а также Алессандро Марчелло — автора легендарного гобойного концерта, адажио из которого прозвучит в гениальной органной транскрипции Иоганна Себастьяна Баха, как и популярный струнный концерт Вивальди.

Русский гость вечера — Дмитрий Бортнянский. Композитор пользовался при жизни огромной популярностью и был назван Орфеем реки Невы. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта acapella в России написал более ста сочинений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные и клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, он создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.

Сюита в старинном стиле нашего выдающегося соотечественника Альфреда Шнитке — образец гениальной стилизации. Изначально мастер задумал создать музыку к кинофильмам Элема Климова: «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Лишь в семидесятые годы XX столетия Сюита стала многочастным концертным опусом в стиле барокко. Существует множество инструментальных вариантов Сюиты. За версией для скрипки и фортепиано последовали неожиданные варианты, например, для виоль д'амур, клавесина и ударных и т. д. Вторая часть сюиты стала основой одного из эпизодов Первой симфонии, а приемы старинной музыки прочно вошли в арсенал Шнитке, наряду с самыми дерзкими современными экспериментами.

Солнечное барокко Италии — завораживающее сочетание тембров и магия барокко!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Соната ре минор для мандолины и органа: Adagio – Allegro – Allegro – Presto
  • Алессандро Марчелло (1669–1747) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799
  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор, BWV 593
  • Маттео Каччини (1573–1640) Две пьесы для барочной мандолины соло: Aria di Venezia, Alemanda
  • Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Menuet – Fugue
  • Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт ре мажор для чембало с оркестром, переложение для органа Натальи Михайловой
  • Пьетро Дени (XVIII век) Каприс №1 для мандолины соло
  • Аддиего Гуэрра (XVIII век) Соната соль мажор для мандолины и бассо континуо:
  • Allegro – Largo – Allegro

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Екатерина Забайрачная, мандолина, барокмандолина
  • Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.


Стоимость 800
Куда пойти в Санкт-Петербурге в эти выходные

Собор Успения Пресвятой Девы Марии

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
Окт
02
19 сентября, 21 сентября
27 сентября, 01 октября ...
21 сентября, 09 ноября ...
03 октября, 30 октября ...
30 сентября, 06 октября ...
22 сентября, 29 сентября ...
21 сентября, 22 сентября ...
29 сентября, 12 октября ...
Сен
21
Сен
19