Бах и французских соборов — лучшие сочинения самого органного в мире композитора, музыка французских соборов и вариации нашего итальянского современника на темы песен легенды советской эстрады Соловьева-Седого в исполнении блестящего виртуоза Марии Короновой.
Именно органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Он оставался верен дружбе с любимым инструментов в течение всей своей жизни. Органный мир немецкого гения — звуковое воплощение Вселенной, полное величия, глубины, гармонии и духовности.
Концерт откроет грандиозный цикл Прелюдия и фуга ми минор, написанный Иоганном Себастьяном Бахом во время его пребывания в Лейпциге. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу».
Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа — Сен-Дени, Нотр-Дам, Сен-Сюльпис, Сен-Клотильд и многих других храмах, где служили величайшие органисты. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров.
Сезар Франк — основоположник французской романтической органной школы, бессменный органист Парижской базилики Святой Клотильды. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в органных импровизациях Франка, жанре, забытом со времен великого Баха. Лиричные и героические, камерные и масштабные сочинения Орфея из Сен-Клотильд вошли в золотой репертуар органистов.
Родоначальник жанра органной симфонии Шарль Мари Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал во многих странах Европы и мира, включая Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Марсель Дюпре — выдающийся композитор, органист-виртуоз, ученик Видора и учитель Мессиана. Он вошел в историю органного исполнительства, дав две серии из десяти концертов, сыграв наизусть все органные произведения Баха!
Неожиданный поворот драматургии вечера — вариации на тему всеми известной и любимой песни Соловьева—Седого. Это сочинение известного итальянского органиста, блестящего импровизатора и талантливого композитора Эудженио Мария Фаджиани, занимающего пост органиста Францисканского Святилища Ла Верна и титулярного органиста собора Ареццо.
В Rondo alla Latina уроженец Германии Ханс-Андре Штамм, один из ярчайших музыкантов нашего времени, воплотил зажигательные ритмы и терпкие гармонии.
Концерт завершит легендарная пьеса Луи Вьерна, переносящая нас в Вестминстерское аббатство. Композитор мастерски имитирует знаменитый перезвон колоколов, используя всевозможные регистровые возможности органа. Луи Вьерн — преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.
Бах и легенды французских соборов — только шедевры!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов Мария Коронова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.