Знаменитый хорал, который, как и большая часть лютеранского наследия, ассоциируется преимущественно с северонемецкой и средненемецкой традицией, предстаёт в этой программе в неожиданном — южногерманском — контексте. Штутгартский органист Иоганн Ульрих Штейгледер сыграл огромную роль не только в развитии жанра хоральной обработки, но и органного письма в целом. Dass Vatter Unser представляет собой табулатурную книгу из 40 вариаций на одноимённый хорал, которые органист мог компоновать в любом порядке по своему усмотрению. Увлекательность, сложность и изящество композиторских решений в каждой из вариаций зиждется на уникальном сочетании идей и методов, возможном лишь на том «перекрëстке стилей», каким была музыка Южной Германии в XVII веке.
Между двумя хоральными обработками из табулатурной книги Штейгледера, обрамляющими программу, мы видим впечатляющую панораму барочной органной музыки: каждая из её составляющих риторически сопоставляется с другими, с чем-то «рифмуясь», что-то, напротив, оттеняя по контрасту. Хоральная партита Себастьяна Баха, одна из первых крупных вех его творчества, запечатлевшая непосредственные творческие поиски молодого композитора, — и ария из Гексахордума, созданного Пахельбелем в конце жизни как символ высокого мастерства и искусного письма, достойного остаться в веках. Графически чёткое и ясное письмо Свелинка с типичными северными перекличками двух мануалов — и мягкий, пластичный стиль Рихтера, опирающийся на французскую орнаментику и итальянскую полифонию. Абсолютная свобода и разомкнутость «парящей в воздухе» фробергеровской токкаты на вознесение Святых Даров — и целеустремлённое движение в tiento Пабло Бруна, основная мысль которого оказывается заключена в типичный гармонический квадрат, на основе которого строится форма, подобная пассакалии.
Исполнитель:
В программе:
Иоганн Ульрих Штейгледер (1593–1635)
Фантазия из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.)
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Иоганн Якоб Фробергер (1616–1667)
Фердинанд Тобиас Рихтер (1651–1711)
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Пабло Бруна (1611–1679)
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Токката из книги табулатур Dass Vatter Unser (1627 г.)