Третий том Clavierübung, иначе называемый «Органной мессой», относится к числу наиболее грандиозных баховских циклов. Как и в остальных частях «Клавирных упражнений», Бах подводит здесь своеобразный итог своих творческих исканий: масштабы изложения его мысли превосходят все общепринятые «стандарты» своего времени, форма обладает безупречным, почти ренессансным совершенством, а содержание — необъятной глубиной, по факту доступной адресату этой музыки лишь частично.
Clavierübung III включает в себя ряд хоралов, расположенных соответственно основным частям литургии и обозначающих догматы лютеранского исповедания. Многие из них отличаются исключительной даже для Баха сложностью — как с точки зрения композиторской техники, так и в плане требований к исполнителю. Лоренц Митцлер, высоко оценивший этот труд после его публикации (1739), отмечал его как непревзойдённую вершину баховского опыта и мастерства, к которой немногие были бы способны приблизиться. Примечательно, что Бах отразил в своём сочинении тонкий богословский аспект — два катехизиса Лютера, большой и малый, воплощены здесь в виде двойных хоральных обработок — большие отличаются символизмом и риторической насыщенностью, призванной проиллюстрировать идею того или иного догмата, содержащуюся в тексте хорала; малые же отмечены «завораживающей простотой». Как и в подлинной богослужебной практике, литургия Clavierübung III обрамляется пьесой на вход и пьесой на выход. Под стать монументальности самого цикла Бах открывает и завершается одним из самых торжественных своих сочинений — соответственно прелюдией и фугой, ныне известной как BWV 552.
Исполнитель:
Александр Удальцов (орган)
В программе: