Органная Германия: от Баха до Мендельсона. Мосты из изысканной эпохи барокко в стихию романтизма. Германия — страна номер один в истории развития мирового органного искусства. Выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и, конечно же, величайшие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты, установленные в разных странах мира, по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов! Ощутить немецкую органную историю во всем ее многообразии приглашает Наталья Михайлова. Концерт откроется сочинением Дитриха Букстехуде. Великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени в течение 30 лет занимал место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной этого жанра. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, которые объединены композитором в несколько циклов. Иоганнес Брамс в XIX столетии возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Сочетание строгости и проникновенного лиризм — визитная карточка композитора. Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке. Бережно сохранив традиции великого учителя, он наполнил их новаторством своего времени. Мендельсон прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат — центра органного творчества Мендельсона, что наполнило его разножанровой эклектичностью. Творчество Роберта Шумана представлено этюдами в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабженного ножной клавиатурой по аналогии с органом. Финал концерта — Осанна Ференца Листа, созданная на музыкальном материале его кантаты «Гимн солнцу Франциска Ассизского». Органная Германия — присоединяйтесь к уникальному вояжу! Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России. Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь! Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) — Прелюдия соль минор BuxWV 163 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683 Фуга ре минор (Дорийская) BWV 538/2 Иоганнес Брамс (1833–1897) — Две хоральные прелюдии №№ 10-9 из 11 хоральных прелюдий для органа ор. 122: Herzlich tut mich verlangen (Всем сердцем стремлюсь я к блаженному концу) Роберт Шуман (1810–1856) — Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано» ор. 56: — Nicht zu schnell — Mit innigem Ausdruck — Innig Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 6 ре минор ор. 65: Choral — Andante sostenuto — Allegro molto — Fuga. Sostenuto e legato — Finale. Andante Ференц Лист (1811–1886) — Осанна Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова (орган) Продолжительность концерта — 1 час 10 минут (без антракта).