Этот концерт представляет собой путешествие сквозь музыкальные эпохи, демонстрируя эволюцию органного искусства и его связи с другими жанрами. Программа охватывает период от барокко до начала XX века, показывая, как менялся музыкальный язык, формы и аффекты. Дитрих Букстехуде — один из самых значительных представителей северогерманской школы. Прелюдия BuxWV 139 демонстрирует характерные черты северогерманского стиля: яркость и контрастность, импровизационность и виртуозность. Букстехуде, чьим творчеством восхищался и вдохновлялся молодой Иоганн Себастьян Бах во время своего визита в Любек, во многом определил направление развития немецкой органной школы XVII века. Центральное место в программе занимают органные транскрипции и интерпретации сочинений Иоганна Себастьяна Баха и Антонио Вивальди. Концерт соль мажор Баха (BWV 592) — органная транскрипция концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского, — яркий пример баховского переосмысления итальянской инструментальной музыки. Баховская версия концерта иллюстрирует гомофонно-гармонический стиль и мастерскую попытку передать на органе звучание струнных инструментов. Вивальди же представлен «Зимой» (RV 297) из «Времён года», — эта пьеса наглядно демонстрирует живописность и изобразительность итальянского барокко. В «Зиме» Вивальди использует различные музыкальные средства для передачи ощущения холода, снега, льда и зимней природы. Хоральная прелюдия Баха Erbarme dich mein o Herre Gott BWV 721, написанная для органа, демонстрирует типичную для композитора трехслойную фактуру: cantus firmus в верхнем голосе, комментирующий пласт и бас. Завершается программа произведениями, отражающими различные грани музыкального стиля. «Эльфы» Жозефа Бонне, с характерным для него интересом к колористическим возможностям органа и перекликающиеся с романтическим увлечением сказочными образами, могут рассматриваться как произведение, стоящее на грани романтизма и раннего модернизма. Финал из первой сонаты для органа ре минор Александра Гильмана — это показательная иллюстрация романтической манеры письма. Исполнитель: Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога) В программе: Луи Куперен (1626–1661) Чакона (транскрипция для органа Жозефа Бонне) Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия in D, BuxWV 139 Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор, BWV 592 (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) — Allegro — Adagio — Presto Хоральная прелюдия Erbarme dich mein o Herre Gott, BWV 721 Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт фа минор L’inverno («Зима»), RV 297 из цикла «Времена года» — Allegro non molto — Largo — Allegro Жозеф Бонне (1884–1944) Elfes («Эльфы») из сборника 12 Pièces, op. 7/11 Александр Гильман (1837–1911) Из Сонаты для органа № 1 ре минор, op. 42 II. Pastorale III. Finale: Allegro assai