Опера Родиона Щедрина. Спектакль сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках. Родион Щедрин не раз повторял, что «для оперы температура ощущений должна быть много выше нормальной, не 36,6, а все 39,5 или даже 40,0!». Такую лихорадочность повествования о страшных событиях, смесь отстранённости с исповедальностью, он нашёл в повести Лескова «Очарованный странник». История монастырского послушника, «бывшего конэсёра» (знатока лошадей) Ивана Северьяновича Флягина читается у Лескова и как житие, и как былина, и как авантюрный роман. Глубокая вера и искренность сострадания соединяются у Флягина с жестокостью, добросовестность и исполнительность — с беспечностью и бесшабашностью. Жанр «Странника» Щедрин определил как «оперу для концертной сцены», придав опере-притче схожесть с ораторией. Три солиста, как в пассионах Баха, и рассказывают о себе, и играют роли. В музыке слышны знаменный распев в прологе и эпилоге, и колокольные перезвоны в кульминациях, и пастушьи наигрыши, которые композитор помнит с детства, и стилизации деревенских плачей, которые Щедрин мог слышать в фольклорных экспедициях, и цыганский романс. Действие первое: Иван Северьянович Флягин, послушник Валаамского монастыря, вспоминает о своей жизни. В отрочестве он однажды «смеха ради» ударом кнута нечаянно убил монаха. Монах явился ему в видении, укоряя за то, что Иван лишил его жизни без покаяния. Он же рассказал Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и дал «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придёт ему настоящая «погибель» и пойдёт он во исполнение материнского «обещания» в монастырь на Валаам остров. Хоть и не поверил Иван Северьянович, а сбылось пророчество монаха. Странствуя, попал Иван в плен к татарам и прожил с ними в самых Рынь-песках десять лет. Бежал от татар, повстречал пастухов на пути из плена, а возвратившись в родные места, поступил на службу к князю, который оценил его умение хорошо разбираться в лошадях. Однако после трёх лет усердной службы Ивана Северьяновича начали одолевать запои. В одном из трактиров Флягин познакомился со спившимся барином, обладавшим даром гипноза. В ту же ночь в другом трактире Иван Северьяныч растратил все деньги, оставленные ему князем, на прекрасную певунью — цыганку Грушеньку. Действие второе: Когда князь потребовал от Ивана Северьяновича пять тысяч рублей, что были доверены ему, Флягин, повинившись, рассказал о прекрасной цыганке. Влюбившись в Грушу, князь отдал табору огромный выкуп в полсотни тысяч рублей золотом и забрал её к себе в дом. Но князь — человек переменчивый, и Груша ему быстро наскучила. Во время поездки в город Иван Северьянович узнал, что его хозяин собирается жениться на богатой дворянке, а вернувшись домой, он не застал цыганку: князь тайно отвез её в лес на болото. Однако Груша сбежала из заточения, встретилась с Флягиным и, взяв с него страшную клятву, просила убить её, поскольку иначе она сама убьёт неверного князя и его молодую невесту. Иван Северьянович, исполняя Грушину просьбу, скинул её с крутизны в реку. В видениях Флягин слышит голоса убиенных им монаха и цыганки Груши. Спектакль идёт без антракта.
Исполнители Академический симфонический оркестр филармонии Анатолий Рыбалко дирижер Александр Галибин художественное слово Программа Прокофьев Поручик …