Обращаясь к Богу

Обращаясь к Богу
29 мая 2024
СРЕДА
19:30

Как и многие органные программы, сегодняшний концерт «цементирует» лютеранский хорал. Каждое из его воплощений в этой программе примечательно по-своему. Так, BWV 683 — простая и краткая хоральная «миниатюра» из так называемого «малого катехизиса» Clavierubung III — сообщает знающему слушателю о масштабах баховской мысли. Помещённая между токкатой BWV 538/1 и фугой BWV 538/2, она принимает определённое место в форме, условно близкое к литургическому контексту (в котором токката исполнялась перед богослужением, а фуга — по его завершении).

Иоганнес Брамс дважды обращался к хоралу Herzlich tut mich verlangen; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния — ключевого аффекта, которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве. Продолжая баховскую традицию, Брамс достигает подобного эффекта «эмоциональной бездны» посредством мелодического абриса комментирующего пласта — существенно «перевешивающего» хорал и перетягивающего на себя внимание слушателей.

Соната Мендельсона, которая прозвучит в концерте, стала первой в истории органной сонатой на хорал (Vater unser in Himmelreich) — как известно, Мендельсон не раз использовал в своих сонатах цитаты из лютеранских хоралов, однако их разработка не достигала столь всеобъемлющего масштаба. Сонату открывает ряд вариаций на хорал, венчающийся виртуозной токкатой; за ней следует фуга, тема которой также близка к Vater unser, и отвлечeнная постлюдия, смягчающая драматизм предшествующих частей.

Тему немецкого органного романтизма с его творческими экспериментами и поисками нового на основе традиций продолжит Роберт Шуман. Немногочисленные сочинения композитора, исполняемые в наши дни на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано — инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH — дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.

Исполнитель:

Наталья Михайлова (орган)

В программе:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
  • Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
  • Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683
  • Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2
  • Иоганнес Брамс (1833–1897)

Две хоральные прелюдии из 11 хоральных прелюдий для органа:

  • Herzlich tut mich verlangen, op. 122/10
  • Herzlich tut mich verlangen, op. 122/9
  • Роберт Шуман (1810–1856)

Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано», ор. 56:

  • Nicht zu schnell
  • Mit innigem Ausdruck
  • Innig
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)

Соната № 6 ре минор, ор. 65:

  • Choral — Andante sostenuto — Allegro molto
  • Fuga. Sostenuto e legato
  • Finale. Andante
  • Ференц Лист (1811–1886)
  • Hosannah («Осанна»), S. 677

Стоимость 700 - 2500

Лютеранская церковь Святой Екатерины

похожие мероприятия

Все мероприятия в Санкт-Петербурге
15 мая, 16 мая ...
03 мая, 04 мая ...
03 мая, 04 мая ...
02 мая, 10 мая ...
03 мая, 05 мая ...
02 мая, 03 мая ...