Как и многие органные программы, сегодняшний концерт «цементирует» лютеранский хорал. Каждое из его воплощений в этой программе примечательно по-своему. Так, BWV 683 — простая и краткая хоральная «миниатюра» из так называемого «малого катехизиса» Clavierubung III — сообщает знающему слушателю о масштабах баховской мысли. Помещённая между токкатой BWV 538/1 и фугой BWV 538/2, она принимает определённое место в форме, условно близкое к литургическому контексту (в котором токката исполнялась перед богослужением, а фуга — по его завершении).
Иоганнес Брамс дважды обращался к хоралу Herzlich tut mich verlangen; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния — ключевого аффекта, которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве. Продолжая баховскую традицию, Брамс достигает подобного эффекта «эмоциональной бездны» посредством мелодического абриса комментирующего пласта — существенно «перевешивающего» хорал и перетягивающего на себя внимание слушателей.
Соната Мендельсона, которая прозвучит в концерте, стала первой в истории органной сонатой на хорал (Vater unser in Himmelreich) — как известно, Мендельсон не раз использовал в своих сонатах цитаты из лютеранских хоралов, однако их разработка не достигала столь всеобъемлющего масштаба. Сонату открывает ряд вариаций на хорал, венчающийся виртуозной токкатой; за ней следует фуга, тема которой также близка к Vater unser, и отвлечeнная постлюдия, смягчающая драматизм предшествующих частей.
Тему немецкого органного романтизма с его творческими экспериментами и поисками нового на основе традиций продолжит Роберт Шуман. Немногочисленные сочинения композитора, исполняемые в наши дни на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано — инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH — дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Две хоральные прелюдии из 11 хоральных прелюдий для органа:
Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано», ор. 56:
Соната № 6 ре минор, ор. 65: