Если не танго, то что? Здесь требуется краткий исторический экскурс. Танго появилось в результате соединения европейских традиций и южноамериканских фольклорных жанров. После открытия Христофора Колумба на новый континент поспешили испанцы. От смешанных браков испанских иммигрантов и местного населения рождались гаучо, пасшие лошадей в бескрайних степях. В конце XIX столетия печальные лирические и иронические песни гаучо попали в Буэнос-Айрес, где претерпели значительные изменения. Теперь они стали довольно подвижным танцем.
Среди других истоков танго: кубинская хабанера, уличная песня с танцами, зародившаяся в Андалусии и попавшая в Аргентину, креольские песни и танцы, уругвайский танец негров, а также итальянская мелодика (в конце 1880-х годов в страну приехало большое количество итальянцев). В результате сочетания столь различных ингредиентов и возник этот мультикультурный коктейль под названием «танго».
Первоначально аргентинское танго, объединяющее слова и инструментальное сопровождение, звучало среди социальных «низов» общества. Оно обрело не только чувственный оттенок, но и затаенную грусть по несбывшимся мечтам и лучшей жизни. В начале 1910-х годов танго оказалось в Европе, «сменило имидж» и стало модным жанром. Расцвет танго пришелся на 1930–40-е годы, но уже в 50-е наметился спад его популярности.
И тогда произошла очередная метаморфоза жанра. Благодаря аргентинскому композитору и исполнителю на бандонеоне (разновидность гармоники) Астору Пьяццолле, танго превратилось в элитарный вид музыкального искусства, вследствие соединения с академическими тенденциями и принципами музыки.
Танго Пьяццоллы (у него около двух тысяч произведений в этом жанре), подобно вальсам Фредерика Шопена, не для танцев, но для слушания, культурного времяпрепровождения. «Я всегда считал, что танго создано, скорее, для уха, чем для ног», — утверждал Пьяццолла. Следуя заветам композитора, вся программа камерного оркестра «Дивертисмент» с хештегом «Нетанго» — для чуткого уха, открытого сердца и просвещенного интеллекта. Пожалуй, совокупность этих трех слагаемых позволит в полной мере ощутить изысканную красоту сочинений в стиле элитарного танго.
Программа:
Солист — Илья Иофф (скрипка)
Камерный оркестр «Дивертисмент»
художественный руководитель — заслуженный артист России Илья Иофф
Продолжительность — 1 час 15 минут без антракта