Программа концерта, с одной стороны, объединяет одни из самых ярких музыкальных страниц эпохи барокко, с другой — даёт представление о многообразии жанров, существовавших в то время. Сочинения Муффата, Бёма и Букстехуде выбраны для этого не случайно: творчество этих композиторов ассоциируется с вершиной европейской барочной музыки добаховской эпохи.
Творчество Бёма, Букстехуде и Вальтера связано с развитием северонемецкой органной школы. Основными жанрами, в которых работали эти композиторы, были прелюдии и обработки хоралов.
Прелюдии «северных немцев» — это одночастные произведения, в которых чередуются свободно-импровизационные и строгие имитационные разделы. Первые из них являются записанными и хорошо выверенными импровизациями; в них композиторы не ограничивали свою фантазию. Музыка этих разделов льётся свободно и как будто спонтанно, при этом она полна экспрессии и ораторского пафоса. В Прелюдии in g Букстехуде смысловым центром являются две фуги — их обрамляют токкатные разделы, демонстрирующие виртуозные способности органиста и его мастерское владение инструментом.
Хоральная партита по форме представляет собой вариации на хорал, количество которых совпадает с числом хоральных строф. На концерте прозвучит обработка хорала Ach wie nichtig, ach wie fluchtig («Ах, как мимолётна, ах, как ничтожна [человеческая жизнь]»). А Концерт си минор Вальтера интересен тем, что является органной транскрипцией концерта для струнных инструментов Антонио Вивальди.
Пахельбель и Муффат — единственные в программе представители южнонемецкой органной школы. Чакона in f демонстрирует мастерство Пахельбеля в написании многочисленных вариаций на неизменно повторяющуюся тему в басу. «Apparatus musico-organisticus» Муффата — сборник органных токкат и своего рода музыкальная энциклопедия, включающая в себя все существовавшие в то время технические трудности, украшения, а также формы органной музыки (токката, чакона, пассакалия и вариации).
Исполнитель:
Галина Ельшаева (орган)
В программе:
Георг Муффат (1653–1704)
Из сборника Apparatus musico-organisticus (1690):
Toccata quinta
Toccata undecima
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная партита Ach wie nichtig, ach wie fluchtig
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Токката in C, P.454 — фуга in C, P.148
Чакона in f, P.43
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in g, BuxWV 149
Хоральная прелюдия Nun bitten wir den heiligen Geist, BuxWV 209
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (транскрипция концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro