Немецкая ансамблевая музыка XVIII века — одна из поворотных точек барокко, «примиряющая» два противоборствовавших до этого времени стиля — итальянский и французский. В сегодняшнем концерте прозвучит музыка Иоганна Себастьяна Баха, его современников и предшественников, каждый из которых внёс немалый вклад в инструментальный стиль своего времени. Георг Филипп Телеман, всю жизнь обращавшийся к ансамблю различных составов (в какой-то степени именно эта сфера была своего рода «творческой лабораторией» для композитора-универсала), оставил колоссальный по объёму пласт литературы для различных инструментов. Разнообразие и неистощимое богатство музыкальных идей, основанное на беспрецедентно широком стилистическом бэкграунде, во многом роднит его с Бахом — несмотря на совершенно разные методы сочинения и общий «тон» высказывания. Имя Дитриха Букстехуде чаще всего ассоциируется с органной музыкой; камерное наследие, исчисляемое несколькими десятками инструментальных сонат, оказалось «в тени» его органных шедевров — не уступая им в риторичности, изобретательности и яркости музыкальных идей. В его сонатах лицом к лицу встречаются скрипка и виола да гамба — инструменты, при кажущемся сходстве обладающие разной конструкцией и разным характером; это сочетание, весьма нередкое в ансамблях того времени, существенно обогащает тембровый облик порученной им музыки. Грегор Вернер — композитор, принадлежащий к новой эпохе классицизма: примечательно, что именно он был непосредственным предшественником Гайдна на службе у князя Эстергази; та же преемственность в значительной мере распространяется и на творчество. Вершиной его наследия считается красочный и образный «Музыкально-инструментальный календарь», обращающий на себя внимание буйством фантазии и «живописательностью» мысли. Исполнители: Ансамбль старинной музыки Voix du Nord Константин Яковлев (барочный фагот, барочный гобой) Светлана Гринфельд (барочная скрипка) Филипп Гулидов (виола да гамба) Андрей Коломийцев (клавесин) В программе: Георг Филипп Телеман (1681–1767) Дуэт до минор для скрипки и гобоя, TWV40:131 Grave Allegretto Larghetto Vivace Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната соль мажор для флейты, скрипки и basso continuo, BWV 1038 Largo Vivace Adagio Presto Итальянский концерт фа мажор для клавесина соло, BWV 971 I. [—] II. Andante III. Presto Дитрих Букстехуде (1637-1707) Соната соль минор для скрипки, виолы да гамба и basso continuo, op.2/3 Георг Филипп Телеман Сюита No.2 си минор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и basso continuo Prélude Air Rejouissance Courante Passepied Грегор Вернер (1693-1766) Рождественская пасторелла соль мажор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и концертирующего органа (клавесина) Larghetto Largo Allegro