Барочная музыка имеет в основе своей аффект — ту или иную фиксированную эмоцию, выраженную определённым спектром устойчивых риторических средств. Система аффектов, активно развивавшаяся начиная со второй половины XVI века, обрела одно из своих наивысших воплощений в музыке Себастьяна Баха. Колоссальный масштаб его композиторской мысли охватывал самые разные проявления музыкальной риторики — от простых и очевидных «музыкальных иллюстраций», бросающихся в глаза даже самого ненаблюдательного слушателя, до сложных аллюзий, параллелей с богословскими аспектами и отсылок к опыту предшествующих поколений, ориентированных на избранную, «равную Баху» аудиторию. Интеллектуальное, эмоциональное, изобразительное и выразительное сочеталось в его музыке с гениальной непринуждённостью, когда для каждой музыкальной задачи находилось индивидуальное решение — и от изобилия этих решений их источник становился лишь более неисчерпаемым. Встречая в одной программе фантазию BWV 572 и токкату BWV 912, мы без труда обнаруживаем их сходство: в обоих случаях Бах использует весьма характерные фигуры, обыгрывающие движение по трезвучию, стремительное движение в трёхдольном ритме, контраст «пламенеющих» прозрачных фактур и торжественных многозвучных аккордов, складывающихся в полифонизированную, насыщенную терпкими задержаниями ткань. Совершенно иными средствами Бах пишет ми-мажорную прелюдию и фугу: более сдержанный колорит, ясность вместо яркости и «повышенной температуры» и характерный облик фуги обращает нас к более раннему стилю. Строгостильная фуга — одна из самых архаичных во всём «Хорошо темперированном клавире» — предваряется имитационно построенной прелюдией, чьи краткие тематические «импульсы» вызывают ассоциации с итальянским полифоническим письмом за сотню лет до Баха. Исполнитель: Ольга Котлярова (орган, клавесин) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор, BWV 572 Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 Прелюдия и фуга ми мажор, BWV 878 из II тома «Хорошо темперированного клавира» Токката ре мажор, BWV 912 Токката и фуга ре минор, BWV 565 Пассакалия до минор, BWV 582