
Семинар станет продолжением открытого в 2022 году в РИИИ цикла, посвященного важным датам в истории европейской и российской культуры.
1850-й год в Европе завершает период среднего или зрелого романтизма, открывая путь к новым веяниям и установкам в искусстве и культуре. Берлиоз сделал первый шаг на пути к оратории «Детство Христа» (L᾽Enfance du Christ): в 1850 году был написан эпизод трилогии «Бегство в Египет» (La fuite en Egypte), знаменующий поворот к новой стилистике его оркестрового и вокально– хорового письма.
В Германии в этот год ставится «Геновева» Роберта Шумана и «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. И если шумановский опус, созданный в духе «старого доброго» немецкого романтизма 20-х, 30-х годов, остался больше экспериментом, воспринятый публикой без особого энтузиазма, то вагнеровский «Лоэнгрин» стал настоящим прорывом, кульминацией раннего творчества композитора.
В том же 1850 году Джузеппе Верди представляет свою оперу «Стиффелио», завершающую его ранний этап и стоящую уже в преддверии таких шедевров 50-х годов, как «Риголетто» и «Травиата». После кончины в 1848 году Доницетти Верди становится главным итальянским оперным композитором, закрепив за собой этот титул фактически до конца XIX века.
В балетном мире продолжают главенствовать французы. В Петербурге балетмейстер Императорского театра Жюль Перро ставит четырехактный балет «Своенравная жена» на музыку Адана и Пуни, а его будущий преемник Артур Сен-Леон в Париже представляет на музыку того же Пуни балет «Стелла, или Контрабандисты».
В 1850 году под директорством А. Ф. Львова и при покровительстве членов царствующей фамилии было организовано Концертное общество. Оркестр составлялся из лучших музыкантов императорских театров, симфоническими концертами управлял Л. Маурер, концертами Придворной Певческой капеллы – А. Львов.
В России 1850 год открывается жестокой инсценировкой казни членов кружка Петрашевского, в числе которых был Федор Михайлович Достоевский. Казнь заменили сибирской каторгой. Январский день 1850 года стал не только переломным моментом для писателя, но и знамением путей русской культуры в целом.
В семинаре участвуют:
заведующая сектором музыки ГИИ Светлана Константиновна Лащенко,
заведующая сектором музыки РИИИ Анна Леонидовна Порфирьева,
сотрудники сектора музыки РИИИ – Галина Владимировна Петрова и Георгий Викторович Ковалевский,
сотрудник сектора источниковедения РИИИ – Ольга Анатольевна Федорченко.
Приглашаются все желающие.















Вы будете получать информацию о предстоящих мероприятиях в Санкт-Петербурге в выбранных категориях.
Обещаем, никакого спама! Вы сможете отписаться в любое время.