Барокко и романтизм — универсальная модель практически любого органного концерта, позволяющая охватить важные вехи органного искусства и проследить преемственность традиций мастеров одной национальной школы. Сочинения Букстехуде и Баха являются ярчайшими музыкальными образцами эпохи барокко, а произведения Мендельсона-Бартольди и Райнбергера — эпохи романтизма. Творчество этих композиторов в совокупности образует немецкую органную традицию. Фундаментальную основу органного наследия Иоганна Себастьяна Баха составляют обработки хоралов и циклы «вступление и фуга». Хоральные прелюдии из «Органной книжечки» — скромные по масштабу, но глубокие по содержанию и полные музыкально-поэтической выразительности обработки. Прелюдия и фуга си минор выделяется в программе своей монументальностью. Тональность (в эпоху барокко за си минором закрепляются трагические образы), обилие диссонансов, синкопированный ритм, полифонизированная фактура прелюдии — всё направлено на создание высокопатетического музыкального образа. Чакона до минор демонстрирует мастерство Букстехуде в написании многочисленных вариаций на basso ostinato — неизменно повторяющуюся тему в басу. Своеобразной рифмой к BuxWV 159 выступает Пассакалия ми минор Райнбергера. В её основе лежит подобная вариационная форма, но тема здесь расцвечена красочными романтическими гармониями. Органные сонаты op. 65 Мендельсона-Бартольди можно назвать сюитами, в которых свободно совмещаются барочные и романтические жанровые образцы. Соната до минор отличается компактностью и калейдоскопичностью образов: медленное вступление (Grave) органично подводит к «песне без слов» (Adagio), а блестящий и жизнерадостный полонез (Allegro maestoso e vivace) подготавливает в образном плане фугу — кульминацию произведения. Исполнитель: Светлана Фурник (орган) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фуга sopra il Magnificat, BWV 733 Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до минор, BuxWV 159 Иоганн Себастьян Бах Хоральные прелюдии из сборника Orgelbüchlein («Органная книжечка»): Christ lag in Todes Banden, BWV 625 Jesus Christus unser Heiland, BWV 626 Erstanden ist der heil’ge Christ, BWV 628 Erschienen ist der herrliche Tag, BWV 629 Heut’ triumphieret Gottes Sohn, BWV 630 Прелюдия и фуга си минор, BWV 544 Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068 Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 2 до минор, ор. 65/2 Grave Adagio Allegro maestoso e vivace Fuga: Allegro moderato Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия из Сонаты № 8 ми минор, ор. 132