Произведения, которые прозвучат в сегодняшней программе, объединяет настроение печали и обращённость к философским переживаниям: написанные в разное время, в разных жанрах и по разным поводам, они «минорны» по своему характеру — будь то более сдержанная или, напротив, эмоционально открытая минорность. Чакона Иоганна Пахельбеля — один из примеров того, как вариации на basso ostinato обрели однозначно скорбный, печальный характер. Жанр, изначально возникший на юге, зародившийся в уличной музыке и впитавший соответствующие жизнеутверждающие, развлекательные коннотации, обрëл на новой почве невиданную строгость, серьëзность и драматизм. Первоначальная идея вариаций на гармонический квадрат превратилась в вариации на неизменный бас, который, в свою очередь, «линеаризировался», зачастую отграничиваясь от фактуры за счëт вынесения в педаль, и становился в полном смысле фундаментом всего сочинения. «Родная» для чаконы спонтанность построения формы уступает здесь место целенаправленному движению к логической кульминации, создаваемому, как правило, за счёт постепенного «сгущения» фактуры. Пассакалия Генделя — одно из почти «неправомерно популярных» его сочинений — представляет собой в некотором смысле исключение из своего жанра. Гармонические контуры пассакалии, сложившиеся ещё в XVI веке — и впоследствии отразившиеся в характерном тематизме, — могли различаться в разных её вариантах, но тем не менее были вполне узнаваемы и легко считывались слушателем. Гендель заменяет их на так называемую «золотую секвенцию» — принципиально иную гармоническую формулу, не имеющую ничего общего с традиционной. Эта характерная цепь аккордов ассоциируется со второй половиной барокко: в это время пассакалия преображается до неузнаваемости, далеко отходя от своей изначальной идеи и превращаясь в новое средство для воплощения новых музыкальных идей. Исполнитель: Кристина Ротаева (орган, г. Петрозаводск) В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534 Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639 Прелюдия и фуга ми минор, BWV 533 Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона in f, P 43 Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Сарабанда из Сюиты № 4 ре минор, HWV 437 Пассакалия из Сюиты № 7 соль минор, HWV 432 Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор, ор. 18, FWV 30 Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика» Чарльз Вильерс Стэнфорд (1852–1924) Прелюдия № 2 из цикла «6 коротких прелюдий и постлюдий», ор. 101 Жозеф Ги Мари Ропарц (1864–1955) Траурная прелюдия Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Preludio из Сонаты № 7, ор. 127